fbpx

Неверная мотивация

Как не "заразиться" страхом от коллег, почему важно правильно определять свои эмоции, какое слово поможет найти мотивацию - в подборке высказываний профессора Сьюзан Дэвид - профессора психологии Гарвардской медицинской школы, бизнес-коуча, мотивационного спикера.

Основные интересы Дэвид - эмоциональный интеллект, мотивация, трансформация корпоративной культуры. Соосновательница Института коучинга при Гарвардской медицинской школе и больнице Маклина, глава консалтинговой компании Evidence Based Psychology. В качестве консультанта Дэвид работала с такими организациями, как ООН, Всемирный экономический форум, EY, Google, Microsoft, NASDAQ и др. Автор бестселлера "Эмоциональная гибкость", спикер TED Talks. Ее статьи были опубликованы в таких изданиях, как Harvard Business Review, New York Times, Washington Post, Wall Street Journal. В 2017 году выиграла премию Thinkers50 за инновационную идею, а в 2019 году организация включила ее в рейтинг 50 лучших экспертов в области менеджмента.

Попасться на удочку.

"Считается, что неприятным мыслям и чувствам в офисе не место: руководители должны либо проявлять чудеса терпения, либо светиться от счастья; им нужно демонстрировать уверенность и подавлять любые негативные эмоции, - рассказывает Сьюзан Дэвид. - Но это противоречит законам природы".

Любой человек, в том числе и руководитель, может испытывать страх, разочарование, грусть и т.д., это абсолютно нормально. Но очень часто люди не знают, как с ними справляться, и оказываются на крючке у собственных эмоций: или принимают мнимое за действительное и относятся к своим мыслям как к установленным фактам, или же пытаются их подавить каким-либо образом. Человек начинает действовать, подчиняясь этим ощущениям, а не своим стремлениям и истинным желаниям.

Дэвид называет три признака, указывающие, что вы оказались на крючке и это мешает вашему профессиональному развитию.

  1. Вы так боитесь совершить ошибку и принять неверное решение, что прекращаете делать то, что подходит вашей натуре и делает вас счастливым. Вы замыкаетесь на определенном проекте, идее, компании и перестаете замечать другие возможности для роста.
  2. Вы теряете контроль над своей карьерой, развитием и целями. Вы предпочитаете плыть по течению и полагаетесь на случай.
  3. Вы перестаете контролировать свои слова и действия в общении с коллегами. Например, повышаете голос или отпускаете язвительные комментарии на встречах.

Соскочить с крючка.

Дэвид считает, что справиться с этой проблемой помогает эмоциональная гибкость - способность верно определять и интерпретировать свои чувства. Научиться этому навыку несложно.

Распознайте закономерности. Один из признаков того, что вы оказались на крючке - вы регулярно испытываете те или иные негативные эмоции. Постарайтесь понять, в какие именно моменты вами овладевают эти чувства.

Дайте определения мыслям и чувствам. "Так же, как вы называете лопату лопатой, называйте мысль мыслью, а эмоцию эмоцией", - объясняет Дэвид. Так вы сможете понять, что является их источником.

Примите их. Контроль должен уступить место принятию. Вместо того чтобы подавлять эмоции, проживайте их, пытайтесь понять, что именно вы чувствуете. Например, вы злитесь на коллегу: подумайте, с чем это связано и что вы можете сделать. Так, если вам не нравится, что он слишком долго отвечает на ваш запрос, скажите об этом прямо, а не повышайте на него голос.

Действуйте в соответствии со своей системой ценностей. После того как вам удалось вырваться из "порочного круга" тяжелых мыслей и чувств, Дэвид советует сконцентрироваться на том, что принесет вам пользу и ощущение внутренней гармонии. Способны ли ваши действия принести пользу компании как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде? Делаете ли вы шаг к тому, чтобы стать таким лидером, каким вы всегда хотели быть, и проживать жизнь так, как вы действительно хотите?

Дэвид советует также не забывать об одном психологическом парадоксе - чем больше мы стараемся удержать себя от какого-либо действия, тем выше вероятность его совершить. Если вы чувствуете, что обстановка на встрече или во время разговора с коллегой накаляется и вам хочется сказать что-то неприятное, спросите себя, действительно ли вы этого хотите или же поддаетесь эмоциям?

Важное уточнение.

Определениям, которые мы выбираем для своих эмоций, Дэвид уделяет особое внимание: "[Найти верное слово] сложнее, чем может показаться на первый взгляд; многим из нас трудно идентифицировать, что именно мы чувствуем, и зачастую первое определение, которое приходит на ум, оказывается далеко не самым точным".

Например, сотрудник говорит, что чувствует злобу, когда коллега напоминает о провальном проекте. На деле же может оказаться, что "грусть" - более подходящее слово: человек чувствует себя виноватым и боится, что этот случай погубит всю его карьеру, а напоминание лишь усиливает это ощущение. Такая неточность может привести к конфликтам с окружающими и мешает разобраться в собственных чувствах и стремлениях.

Чтобы быстрее находить верные формулировки, Дэвид советует запомнить три приема.

  1. Ищите новые слова. Опишите, что вы чувствуете, но не ограничивайтесь одним определением - найдите еще два слова, которые соответствуют вашему эмоциональному состоянию, чтобы получить наиболее полную, детальную картину. Это касается как негативных, так и позитивных эмоций. Так, за грустью могут скрываться сожаление и разочарование, а за ощущением радости - доверие и уверенность.
  2. Определите, действительно ли ваши эмоции так сильны. Используя более общие и широкие определения для своих (и чужих) чувств, мы часто преувеличиваем их глубину. К примеру, говорим, что злимся, когда всего лишь недовольны или раздражены чем-то. "Назвав свою эмоцию, определите также ее интенсивность по шкале от 1 до 10", - советует Дэвид.
  3. Пишите, что чувствуете. Согласно исследованиям такой подход помогает лучше понять себя и свои чувства. Дэвид рекомендует время от времени делать небольшое упражнение. Возьмите чистый лист бумаги или откройте новый документ на компьютере. Поставьте таймер на 20 минут. Опишите свое эмоциональное состояние в течение определенного периода времени - недели, месяца, года. Не думайте о том, насколько красивым получается текст, - пишите то, что приходит вам в голову. Записи не обязательно сохранять: смысл в том, чтобы вы смогли "выговориться" и проанализировать свои мысли и чувства.

Прививка от паники.

Дэвид рекомендует использовать тот же метод для борьбы со страхом. Если компания переживает тяжелые времена, сотрудники могут испытывать страх и беспокойство. Но когда тревога охватывает одного человека, велика вероятность, что паниковать вскоре начнет вся команда.

В психологии для этого явления есть специальный термин - "эмоциональное заражение": настроение или поведение одного человека по цепочке передается окружающим. Например, один сотрудник достает телефон во время встречи - через некоторое время соцсети листают уже несколько участников. Страх не менее "заразен".

"Страх и паника - сильные негативные эмоции, - говорит Дэвид, - но нам не нужно пытаться полностью от них избавиться. Они существуют, чтобы помочь нам выжить и защититься. Подавлять их не надо, однако нельзя им позволить овладеть вами".

Она советует напомнить себе, что "мы больше, чем наши тревоги", вспомнить о своих желаниях и целях. "К чему я стремлюсь, несмотря на весь хаос вокруг?" - стоит задать себе этот вопрос и записать ответ на него. Этот прием поможет вернуть чувство уверенности в будущем и в собственных силах, а также станет своеобразной "прививкой" от лишнего беспокойства.

Сила слова.

Путь к цели - это всегда отказ от старых привычек или же приобретение новых. Однако многие жалуются на отсутствие мотивации и силы воли, которое не позволяет добиться желаемого. "Упор на дисциплину и волю редко приводит к высоким и стабильным результатам, - подтверждает Дэвид. - Ты можешь заставлять себя ходить в зал, но долго ли ты продержишься?"

Наш мозг устроен таким образом, объясняет Дэвид, что подобное принуждение вызывает внутренний конфликт - в прямом смысле. Допустим, человек старается придерживаться принципов здорового питания, но видит в ресторане шоколадный мусс. Это вызывает активность в прилежащем ядре, области мозга, отвечающей за удовольствие. Но человек тут же напоминает себе, что ему нельзя есть этот мусс, - запускаются процессы в нижней лобной извилине, отвечающей за рациональный контроль. Когда обе зоны активированы, мозг по сути борется сам с собой.

Дэвид предлагает простое решение, чтобы избавиться от этой проблемы, - найти себе новую мотивацию, изменив всего лишь одно слово. "Надо" и "нельзя" нужно заменить на "хочу". "Мне нельзя есть шоколадный мусс" превратится в "я хочу быть здоровым человеком", "мне надо пройти этот тренинг" - в "я хочу стать хорошим руководителем". Когда мы говорим себе "надо", мы заставляем себя что-то делать через силу, воспринимаем поставленную перед собой цель как какое-то обязательство, что-то не очень приятное. "Желаемые цели отражают интересы и ценности человека (его "почему"). Мы стремимся к ним, потому что это приносит нам радость, потому что они значимы для нас лично или же из-за того, что цель неразрывно связана с нашей идентичностью", - говорит Дэвид.

feat. Елизавета Анохина.