Два подхода к теории мотивации

Всего есть два фундаментальных подхода к теории мотивации - содержательный и процессуальный. Рассмотрим кратко эти направления.

1. Содержательный подход.

Содержательный подход делает уклон на изучение человеческих потребностей, служащих главными мотивами поведения и деятельности индивида. Наиболее яркими представителями этого направления являются Абрахам Маслоу, Клейтон Альдерфер, Дэвид МакКлелланд и Фредерик Герцберг.

Согласно теории иерархии потребностей Маслоу, потребности удовлетворяются в строгой последовательности - от низших к высшим. Маслоу была разработана пирамида потребностей: первый уровень - это физиологические потребности (голод, жажда, воздух, сон); второй - потребности в безопасности (стабильность и защищенность); третий - социальные потребности (любовь, дружба, общение); четвертый - потребности престижа (авторитет, успех, карьера) и пятый - духовные потребности (самореализация, искусство, знания). Лишь удовлетворив потребности первого уровня, человек переходит ко второму и т.д.

Теория потребностей Альдерфера гласит, что поведение людей обусловлено тремя основными видами потребностей. Первый - это потребности существования (физиологические потребности и потребности в безопасности); второй - потребности связи (общение, причастность и принадлежность) и третий - потребности роста (творчество и самореализация). Особенность данной теории в том, что потребности могут удовлетворяться в совершенной разной последовательности.

Теория потребностей МакКлелланда. Акцентируется на трех потребностях высших уровней. Первый - потребность в причастности; второй - потребность во власти и третий - потребность в успехе.

Двухфакторная теория потребностей Герцберга. Подразумевает, что поведение людей зависит от двух факторов. Первый - гигиенические факторы, удерживающие человека в определенном виде деятельности (например, человек остается на работе из-за зарплаты). Второй - мотивирующие факторы, побуждающие к деятельности (к примеру, человек работает из-за хорошей перспективы карьерного роста).

2. Процессуальный подход.

Процессуальный подход исследует распределение усилий людей при выборе конкретного типа поведения для достижения нужного результата. Среди его известных представителей можно выделить Виктора Врума, Джона Адамса, Лаймана Портера и Эдварда Лоурера.

По теории ожиданий Врума мотивация человека нуждается не только в потребности, но и в ожидании того, что действия приведут к цели. Главными факторами, влияющими на мотивацию, являются: первое - ожидание, что действия приведут к цели; второе - ожидание, что за достижение цели будет награда; третье - ожидание, что награда будет ценной. Увеличение силы любого из факторов делает сильнее мотивацию. Если какой-то фактор отсутствует, мотивации нет.

По теории справедливости Адамса человек оценивает соотношение между усилиями и вознаграждением субъективно, а также сравнивает это соотношение касательно других людей, совершающих те же действия. В итоге такое сравнение может породить чувство несправедливости, на которое человек может реагировать разными способами. Особую важность в данной теории имеет устранение причин, вызывающих чувство несправедливости.

Теория Портера-Лоурера базируется на том, что мотивация человека зависит от комплекса факторов. Среди них: предпринятые действия, достигнутый результат, награда, восприятие и степень удовлетворенности. Основной постулат теории гласит, что к удовлетворенности человека приводят результативные действия, а не наоборот.

Используя теории мотивации, можно устанавливать причины, по которым люди совершают те или иные поступки.