Почему руководителю нужен свой кабинет

Все больше руководителей отказываются от отдельных кабинетов, предпочитая работать бок о бок с подчиненными, как это делает, например, глава Netflix Рид Хастингс. Но на деле такая "демократизация" может принести больше проблем, чем пользы.

В корпоративном мире уже давно сложился своеобразный обычай, согласно которому офисы топ-менеджеров располагаются на последнем этаже. Главе компании, как правило, достается угловой кабинет с самыми большими окнами и лучшими видами. Поднимаясь в кабинет начальника, сотрудник ощущает легкое волнение и трепет.

Однако не все соблюдают традиции. У главы Netflix Рида Хастингса вообще нет отдельного офиса, он обычно садится за любой свободный стол. И сейчас все больше крупных фирм следуют его примеру. Так, топ-менеджеры банка HSBC больше не будут сидеть на 42-м этаже лондонской штаб-квартиры компании: пространство переоборудуют под переговорные комнаты. Руководителям придется бронировать рабочие места, как и всем остальным сотрудникам.

Аргументы для такого решения более чем убедительные. Когда сотрудники работают в опенспейсе, в то время как их руководители сидят в просторных офисах с панорамными видами, отношения в компании становятся более напряженными. Если менеджеры находятся рядом с подчиненными, то они всегда знают, как продвигается работа над проектами, какая атмосфера царит в коллективе. В теории если сотрудники постоянно видят своих руководителей, то они с большей вероятностью будут обращаться к ним со своими проблемами.

Но у постоянного присутствия начальства "под боком" у сотрудников есть и негативные стороны. Одна из главных радостей офисной жизни - возможность посмеяться вместе с коллегами, в том числе и подшучивать над руководством. Когда руководитель все время где-то рядом, подчиненные вынуждены постоянно контролировать, как и о чем они говорят. Некоторые сотрудники, оказавшиеся в такой ситуации, считают, что нужно всегда быть серьезным, чтобы руководитель не усомнился в их компетентности. В конце концов, он может сидеть за соседним столом.

Присутствие начальства влияет и на выбор стола в опенспейсе. Если то или иное место занимает, к примеру, финансовый директор фирмы, то его подчиненные, скорее всего, будут в ближайшие дни обходить этот стол стороной. И, напротив, сотрудник, который много работает с менеджером, с большей вероятностью сядет неподалеку от него. В итоге может развернуться настоящая борьба за место поближе к руководителю. Или же, наоборот, подальше от него.

Конечно же, руководитель может отлучиться из опенспейса на продолжительное время. Любое совещание, в ходе которого обсуждается конфиденциальная информация, будь то будущий бизнес-план или полугодовое ревью, должно проходить за закрытыми дверями. Может оказаться, что переговорные комнаты на последнем этаже офиса HSBC будут постоянно заняты.

Но это не все проблемы, которые может принести компании начальник без собственного кабинета. Любой, кому приходилось работать в опенспейсе, подтвердит, что посторонний шум иногда очень сильно мешает сконцентрироваться. К руководителям могут постоянно подходить подчиненные, которым нужна помощь или совет. Многие спасаются от шума с помощью наушников. Но если так начнет делать руководитель, то остальным может показаться, что он пытается отгородиться от коллег.

По данным исследований, офисы свободной планировки не способствуют более активной совместной работе, как предполагалось изначально. Согласно результатам одного из них, число личных встреч в компаниях, перешедших на систему незакрепленных рабочих мест, упало в среднем на 70%. Кроме того, многим не нравится постоянно быть на виду - им на помощь приходят неприветливое выражение лица и подчеркнуто сухие реплики в ответ на вопросы незнакомцев.

Но с коллегами по команде нужно всегда быть на связи. Как выяснилось, система незакрепленных мест не помогает наладить коммуникацию между сотрудниками разных отделов. Получается, что в опенспейсе люди избегают контактов с соседями, а с сотрудниками из своей команды переписываются в мессенджерах.

На самом деле главный плюс такой планировки в том, что она помогает компании сэкономить деньги на аренде офиса. По этой же причине многие фирмы решили разрешить сотрудникам и дальше работать из дома. Недавно HSBC объявила, что переводит 1,2 тыс. человек (в основном сотрудников call-центров) на "вечную" удаленку. Более того, перепланировка офиса банка в Лондоне - это часть плана по сокращению расходов штаб-квартиры на 40%. Как сказал глава HSBC Ноэль Квинн в интервью Financial Times, до пандемии кабинеты руководителей пустовали 50% времени, так как те постоянно были в разъездах. Лучший способ понять, что действительно происходит в компании, - посмотреть, кому на самом деле выгодно то или иное решение.

feat. Елизавета Анохина.