До недавнего времени внутри модели организации хозяйства, сложившейся в отечественной экономике, инвестиции в человеческий капитал финансировались в основном из государственных источников: из средств союзного, республиканских и местных бюджетов, а также за счет средств государственных предприятий и организаций. Это с одной стороны, обеспечивало социальную справедливость, но с другой, привело к негативным явлениям. В частности, возникла проблема излишней монополизации отраслей образования, здравоохранения, даже культуры и связанная с этим проблема отсутствия права выбора для самого носителя человеческого капитала.
В этих условиях лишь незначительная часть вложений покрывалась из частных источников. Например, часть санаторно-курортных услуг, обучение в музыкальной, художественной школах, оплата услуг репетиторов и так далее. Но они существенной роли не играли. В рамках формирующейся в России новой модели хозяйствования государственный бюджет по-прежнему играет ведущую роль в структуре источников финансирования инвестиций в человеческий капитал.
При этом как в 1990-е годы, так и в наше время, объемы государственных вложений в человеческий капитал в России не соответствуют уровню развитых государств. Так, для поддержания системы здравоохранения в рабочем состоянии Россия, по рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, должна направлять в эту сферу 5% от ВВП. Лишь в этих условиях обеспечивается простое и расширенное воспроизводство человеческого капитала, соответствующее условиям функционирования современных производительных сил. Между тем, расходы бюджетной системы на здравоохранение, в 2018 году составили 3,3% от ВВП, в 2019 году 3,2% от ВВП. В 2021 году этот показатель прогнозируется на уровне 3,1% от ВВП. При этом ранее Центр стратегических разработок предлагал увеличить этот показатель до 4% от ВВП к 2024 году.
В системе образования государственные инвестиции займут лишь незначительную часть. В период 2019 - 2021 годов расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на образование составят 3,6% ВВП ежегодно, что соответствует уровню 2015 - 2017 годов, что явно недостаточно и не обеспечивает необходимых предпосылок для сохранения как качественных и количественных характеристик человеческого капитала, так и его воспроизводства на качественно более высоком уровне. По величине бюджетных расходов на образование в процентах ВВП Россия уступает развитым странам и странам Центральной и Восточной Европы более чем на 1% ВВП. Франция, к примеру, тратит на образование 5,5% ВВП, а Россия - 3,6%, то есть разница составляет 1,9 процентных пункта.
В 2019 году финансирование культуры в России снизится. В общем разрезе бюджета данная строчка расходов составит 0,44% всех средств. Бюджет нацпроекта "Культура" составляет расходы на культурную среду - 84 млрд. рублей, на творческих людей - 22,6 млрд. рублей, 6,8 млрд. рублей пойдут на цифровую культуру.