fbpx

Предикативное мышление

Нельзя отрицать, что у многих людей имеются определённые проблемы с умением думать. Они постоянно совершают глупые поступки, о которых даже не догадываются. А если и страдают от своей неразумности, то не могут понять, "за что им всё это".

Психологами выделяется два типа мышления. Логическое и так называемое предикативное. Логическое мышление основано на том, что из нескольких утверждений делается закономерный вывод. Есть в нём такие методы как индукция, дедукция, абдукция... Методы в основе своей очень простые, но есть люди, и их достаточно много, у которых они вызывают затруднения. Такие люди оперируют предикативным мышлением.

Предикативы - слова, обозначающие статическое состояние и выступающие в функции сказуемого (предиката) безличного предложения. К предикативам относятся слова (или, реже, формы слов) разных частей речи, но не во всех своих лексических значениях, а только в тех из них, которые закреплены за употреблением этих слов в функции сказуемого. Предикатив обозначает некий признак предмета, но не обязательно определяющий. Чаще всего это просто случайный признак, который является актуальным только на момент высказывания.

Вот пример. Кто-то говорит: "Вишня - красная". Красный цвет не является определяющим признаком вишни. Красными могут быть тысячи не связанных между собой предметов. Просто красный цвет вишни важен для собеседников в момент разговора. Определяющий признак у вишни, по большому счёту, только один: это генотип. Чуть менее надёжный признак, используемый в обиходе, - фенотип, то есть внешний облик всего растения. Отдельные же внешние признаки для вишни случайны и несущественны.

Итак, один и тот же предикатив могут иметь тысячи разных предметов. Но есть люди, которые склонны искать сходство между этими предметами или даже отождествлять их лишь на основании того, что они имеют одинаковый предикатив. Упрощённая схема их мышления выглядит так: вишня красная, пионерский галстук красный; значит, вишня - это галстук.

Логическое мышление позволяет получить новое знание, которое бывает невозможно получить из непосредственного наблюдения. Предикативное мышление изначально ошибочно, поскольку оно делает ложные умозаключения из неправильно подобранных исходных высказываний.

Последствия такого мышления катастрофические. Например, государственный служащий видел медицинскую маску на лице врача. Врач носит маску и разбирается в медицине. Для того, чтобы разбираться в медицине нужно надеть маску. Вирусологи с вирусами работают в масках и перчатках. Вирусы повсюду. Все должны носить маски и перчатки. Преступления совершаются в масках и перчатках. Все в масках и перчатках - преступники. Пришли тесты на коронавирус. Вопросы не сложные. Чтобы не заразиться малоизученным вирусом, нужно установить приложение на смартфон.

На предикативном мышлении построены политическая идеология, пропаганда, маркетинг... Предикативными являются большинство рекламных слоганов. "Газпром" - национальное достояние. "Времени на раскачку нет". "Праздник к нам приходит". "Голосуй или проиграешь". "Россия - щедрая душа". "Потому и не кусают"...

Предикативное мышление порождало дискриминацию по различным признакам, деструктивные идеологии, "охоту на ведьм". На нём держатся тоталитарные, бандитские, мафиозные государственные режимы. Правителям выгодно продвигать людей, имеющих такую ошибочную систему мышления, и подавлять тех, кто мыслил логически. "Предикативные" люди назначаются чиновниками, начальниками, "эффективными" менеджерами потому что слишком глупы, чтобы вникать в сущность дел. Безумными, вечно ошибающимися людьми легче управлять. Мы живём среди множества умственно неполноценных людей. Их нарушения умственной деятельности значительно более серьёзны, чем кажется на первый взгляд. Кого-то из них нужно лечить, а кого-то исправит просвещение.

И да, знание высшей математики, программирования... мало кому из учеников пригодятся в будущем, однако задачи и упражнения по этим предметам жизненно важны для всех: они учат логически мыслить. Многие выпускники в первые же недели после выхода из школы позабудут все формулы, однако умение совершать логические операции останется.