Как разработать стратегию развития компании

Риск проиграть конкурентам или оказаться невостребованным возрастает в разы, если у предприятия нет стратегии развития. Рассказываем, как её разработать и реализовать.

Что такое бизнес-стратегия.

Стратегия развития компании - это долгосрочное глобальное планирование. Руководитель или собственник решают, во что вырастет предприятие через несколько лет, каких целей нужно достигнуть и в каком направлении двигаться.

Различайте стратегию и тактику: первое - это "чего мы хотим", а второе - "как это сделать".

Шаг 1. Исследование макросреды.

На бизнес влияет много внешних факторов, начиная от общего состояния экономики и кончая позициями крупных игроков в сфере. Проанализировав состояние макросреды, можно спланировать доходность и решить, открывать ли новые направления.

Продумывая стратегию организации на несколько лет вперёд, учитывайте следующее:

  • Законопроекты, которые могут повлиять на нишу.
  • Планируемые сделки крупных компаний.
  • Динамика доходов населения.

Например, если у вас небольшой локальный таксопарк и вы узнали, что крупный агрегатор такси планирует захватить эконом-сегмент в регионах, это повод задуматься о перепрофилировании. Например, в течение года можно полностью перейти в премиум-класс.

Шаг 2. Анализ микросреды.

Важно понять, как сейчас развиваются конкуренты и какие потребности есть у клиентов: положение дел в других компаниях может влиять на вашу ценовую политику и активность продвижения.

В анализе помогут:

  • Маркетинговые исследования рынка. Благодаря этим данным вы поймёте, растёт ли отрасль или, наоборот, количество денег в ней снижается. Маркетинг поможет также понять основные потребности клиентов.
  • Информация о других игроках рынка. Посмотрите, в каком направлении они развиваются, какие сегменты сейчас захватывают, какие услуги или товары анонсируют.

Например, если прямой конкурент кофейни сосредоточился на развитии точек в офисных центрах, то, в зависимости от объёма рынка, можно вступить в борьбу или, наоборот, активно развивать точки "кофе с собой".

Шаг 3. SWOT-анализ.

Когда вы уже знаете, какие внешние факторы могут повлиять на бизнес и чего можно ожидать от конкурентов, изучите сильные и слабые стороны своего дела и сопоставьте их с полученными на первых двух этапах данными.

Для этого используйте SWOT-анализ - инструмент планирования, который помогает объединить всю информацию о бизнесе и сформулировать долгосрочные цели.

Составьте таблицу с четырьмя колонками:

  • strengths - преимущества перед конкурентами;
  • weaknesses - слабые стороны проекта;
  • opportunities - внешние факторы, положительно влияющие на ваше дело;
  • threats - внешние угрозы и отрицательно влияющие на бизнес факторы.

А потом систематизируйте информацию.

Шаг 4. Матрица Ансоффа.

Для разработки стратегии развития предприятия попробуйте классический маркетинговый метод - матрицу Ансоффа. Он заключается в выборе одного из четырёх направлений:

  1. Старый товар и старый рынок. Увеличение объёма сбыта на старом рынке и работа над ростом количества продаж. Например, сейчас вы продаёте 100 килограммов кофе в месяц и ставите цель продавать тонну.
  2. Старый товар и новый рынок. Выход на новую целевую аудиторию, открытие филиалов в других городах или странах. Пример: вы решаете продавать по 100 килограммов кофе в месяц в соседних городах.
  3. Новый товар и старый рынок. Усовершенствование продукта. Так, можно продавать кофе, обжаренный по инновационной технологии, о которой покупатели ещё не знают.
  4. Новый товар и новый рынок. Так называемая диверсификация.

Диверсификация может иметь разные формы:

  • Новое с использованием уже имеющихся ресурсов. Например, продавец кофе открывает в том же помещении точку "кофе с собой". В этом случае он варит напиток из зерна тех же поставщиков.
  • Расширение матрицы товаров: продавали кофе - добавили в ассортимент чай и сладости.

Подумайте, какое направление развития будет эффективнее, учитывая результаты SWOT-анализа.

Шаг 5. Определитесь с целями и задачами.

Сформулируйте основную цель. Например:

  • стать лидером рынка и увеличить объём реализации товара в n раз через 2 года;
  • открыть x филиалов в других городах в ближайшие 5 лет;
  • вывести и реализовать y единиц нового товара в течение года;
  • расширить товарную матрицу магазина на z позиций и открыть гипермаркет через 1,5 года.

Затем пропишите глобальные задачи для каждой цели. Так, чтобы стать лидером рынка, нужно:

  • увеличить складские мощности;
  • провести модернизацию производства;
  • расширить отдел продаж;
  • найти новые форматы продвижения;
  • договориться о поставках с крупными сетями;
  • открыть точки реализации во всех микрорайонах города.

Универсальных целей и задач нет, их нужно формулировать для каждого предприятия отдельно. Когда определите направление развития, приступайте к продумыванию тактики и выстаивайте операционную деятельность так, чтобы выполнить запланированное в установленные сроки (важно, чтобы они были реалистичными).

В итоге у вас получится гибкий задокументированный план, который можно и нужно обновлять в зависимости от внешней среды и состояния предприятия. Анализируйте, куда сейчас движется компания и насколько это соответствует изначальному замыслу, а потом модернизируйте документ, дополняя новыми целями.