fbpx

Как выбирать цели в жизни и бизнесе

Что такое целеполагание.

Целеполагание - это осознанный или неосознанный процесс выбора и постановки целей, определяющий жизненную и деловую стратегию развития.

У каждого человека есть цели: часть из них поставлена им самим, а многие определены семьёй, обществом, окружением. Окончить школу, поступить в ВУЗ, получить профессию, найти высокооплачиваемую работу - вот основной список стандартных жизненных ситуаций, в которых выбираются цели. У бизнеса также есть собственные цели - увеличить прибыль, вывести новый продукт на рынок, обойти конкурентов...

От выбранных вами приоритетов будет зависеть общий уровень успешности и удовлетворённости жизнью, а также степень эффективности в деловой среде. При неосознанном целеполагании цели появляются спонтанно, в зависимости от социальной среды, текущих обстоятельств и потребностей низшего уровня. Результат - отсутствие радости, целостности и гармонии в жизни.

Это актуально и для бизнеса: компании без чётко выстроенной иерархии целей развиваются стихийно, что ограничивает их шансы на успех и уменьшает конкурентоспособность.

Осознанное целеполагание - это выбор целей, определённых внутренними мотивами, существующей ситуацией и ориентированных на достижение желаемых результатов.

Задача состоит в том, чтобы все свои цели сделать осознанными, то есть продуманными именно вами лично, вытекающими из ваших потребностей. Это идеальное состояние.

Что лежит в основе целеполагания.

Целеполагание тесно связано с такими понятиями, как потребности и мотивы.

Потребность - это острая необходимость в чём-либо.

Достаточно полно иерархию потребностей человека описал Абрахам Маслоу. Основу его пирамиды составляют потребности в физиологическом поддержании жизни и безопасности (низший уровень), далее следуют потребность в принадлежности, любви, уважении, признании, самореализации (высший уровень).

Цели правильно ставить в зависимости от наиболее актуальных, в данный период жизни, потребностей: если важно признание, то цель - написать книгу, реализовать проект или сделать что-то другое, что принесёт славу...

Мотив - это то, что побуждает нас к деятельности.

Цели, которые не вызывают желания действовать, трудно реализовать. Поэтому при осознанном целеполагании важно определить уровень мотивации.

Применительно к компаниям говорят не о потребностях и мотивах, а о Миссии и Видении.

Миссия раскрывает основную причину существования бизнес-структуры и отвечает на вопрос - какую ценность компания несёт людям и обществу или в чём смысл её существования.

Видение - это образное представление организации в будущем. При внедрении в компанию регулярного процесса целеполагания определение Миссии и Видение - это первый шаг.

Почему целеполагание важно.

Грамотное целеполагание решает комплекс проблем:

  • Увеличивает результативность. Наличие правильных целей, которые совпадают с вашими ценностями, потребностями и мотивами, помогает достигать больших результатов с меньшими усилиями.
  • Внедряет в жизни конкретного человека или организации понятие "важно". То есть то, что ведёт к достижению выбранных целей - это важно.
  • Позволяет управлять деятельностью во времени. Целеполагание предполагает планирование своих действий, для которых необходимо чётко выделять соответствующие периоды времени.
  • Повышает ощущение целостности жизни и системности в бизнесе. Когда цели начинают реализовываться, вы ощущаете радость, получаете удовлетворение и другие позитивные моменты. В компании появляется причина, которая влияет на выбор взаимодействия между подразделениями и сотрудниками, и процессы в компании.