Маркетинг это

Питер Друкер в своей книге "Вызовы менеджмента XXI века" еще в 1974-ом году написал: "Ключевая задача маркетинга - сделать усилия по продажам ненужными". Проще говоря, если у вас по каким-то причинам все еще есть люди, которые поднимают трубку и по-холодному звонят, то что-то пошло не так.

Это определение блестяще показывает задачу маркетинга, но не страхует от вольных трактовок. Управляющий партнёр Paper Planes Илья Балахнин размышляет о том, чем маркетинг точно не является.

Чем не является маркетинг.

1. Маркетинг это не "фишкинг". Это не история о том, как, прочитав много классных книжек, обложившись ими как амулетом перед сном и изучив, что/как/кто делал в истории человечества, вы пытаетесь воспроизвести эксперимент в вакууме. Насмотренность никакого отношения к маркетингу это не имеет. Кейсы - кейсами, но совершенно вероятно, что тактика, оказавшаяся успешной для одной организации отрасли, окажется провальной для вас. И наоборот. Слепое копирование никаких осязаемых результатов не даст.

2. Маркетинг это не "подаркинг" (особенно актуально для B2B компаний). Часто так бывает, что просто девочка собирает корпоративную сувенирку и рассылает всем приглашения, поздравления, подарки и прочее. Это тоже не маркетинг. Если очень хочется нанять протеже и дать ей большую красивую должность, назовите её "Директор по закупкам". Возможно, девочка имеет отношение к одному из "Топов", но точно не к маркетингу.

3. Маркетинг не о продвижении. Точнее, не в первую очередь о продвижении. Очень многие ошибочно считают, что маркетолог - это тот, кто настраивает контекстную рекламу, пишет что-то в соцсетях и временами наполняет сайт. Это не маркетолог, это - продвиженец. Он связан с маркетологом примерно как подчиненный с руководителем. "Продвиженцы" - это, безусловно, важные специалисты, но считать их маркетологами неверно.

Что такое маркетинг.

Маркетинг - организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации. На самом деле, вы это и без меня знаете, у маркетинга есть 5 основных предметных областей, за которые он отвечает.

1. Product (продукт). Маркетолог отвечает за то, какими характеристиками будет обладать продукт, что он будет из себя представлять, то есть будет он красный и круглый или зеленый и квадратный? Это прерогатива маркетолога. Именно поэтому я считаю, что в любой нормальной организации не только отдел продаж должен быть подчинен маркетингу, но и R&D.

2. People (люди). Кто у нас будет покупать? Когда Филипп Котлер говорил о сегментации, он рассматривал её с социально-демографической позиции. Возраст, доход, пол, род занятий и т. д. Но любое современное сегментирование - это поведенческое сегментирование. Клиентские сегменты - это сегменты с точки зрения логик поведения.

3. Price (цена). Маркетолог отвечает за ценообразование. Ценностно-стоимостные карты, ценовая фактура, ценовые роли ассортимента, - вот задачи, с которыми маркетолог обязан уметь работать.

4. Place (место продаж). Если мы говорим про офлайн продажи, то это управление розничными точками: визуальный мерчендайзинг, управление трафиком, выкладка, и т.д. Если мы говорим про онлайн, то это управление пользовательским опытом, юзабилити.

5. Promotion (продвижение). То есть, маркетолог должен знать, какие каналы существуют, как их необходимо использовать и в каком сочетании какой коммуникационный микс эффективен, а какой - нет.