Этапы процесса воспитания

В своем развитии воспитательный процесс проходит определенные этапы:

I этап - осознание требуемых норм и правил поведения: необходимо долго и терпеливо объяснять, что, зачем и почему следует делать, почему нужно поступать, действовать так, а не иначе. В этом основа сознательного овладения нормами поведения.

II этап - знания должны перейти в убеждения: глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения - твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни. Без них процесс воспитания развивается медленно и не достигает положительного результата. Уже в детском саду, а тем более в школе все дети знают, что с учителями нужно здороваться. Почему же не все делают это? Не убеждены. Воспитание остановилось на первом этапе - знания, не достигли следующего этапа - убеждения.

II этап - воспитание чувств: без человеческих эмоций, как утверждали еще древние философы, нет и не может быть поиска истины. Эмоциональность - движущая сила поведения. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

IV этап - главный этап воспитательного процесса - деятельность. Сколько бы ни было хороших бесед, объяснений и увещеваний - практического результата не будет. Если воспитанник лишен возможности самостоятельного проявления своей свободы, если он не ошибается, не набирается опыта в деятельности, овладение требуемыми нормами поведения не происходит. Чтобы в деятельности незаметно и гуманно корректировать поведение, предоставляется как можно больше разумной свободы.

В практике воспитания этот этап не существует изолированно, а всегда сливается с формированием взглядов, убеждений, чувств. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.

Воспитательный процесс должен пройти через все этапы, только тогда можно надеяться, что он будет эффективным. Эти этапы - знания, убеждения, чувства сливаются с практической деятельностью.