Сила мягких навыков

Профессиональные жесткие навыки (hard skills) ориентированы на конкретную деятельность - например, финансист должен уметь прогнозировать денежные потоки. Мягкие навыки (soft skills) связаны с личной эффективностью и взаимодействием с другими людьми, они мало зависят от рабочей специфики, но помогают строить карьеру в разных сферах. Если коротко, то именно мягкие навыки отличают хорошего профессионала от идеального. От специалиста с глубокими техническими знаниями мало толку, если он срывает сроки, конфликтует с коллективом и не умеет презентовать результаты работы.

Сотрудников нанимают за их жесткие навыки, а увольняют - за мягкие.

О важности мягких навыков для успешной карьеры говорят уже более ста лет. Фонд Карнеги еще в 1918 году провел исследование (A Study of Engineering Education by Charles Riborg Mann, The Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching, 1918 г.) и показал, что успешность работы инженерных кадров на 85% зависит от хорошо развитых "общечеловеческих" навыков и лишь на 15% - от технических. Более поздние изыскания подтверждают эти данные. Например, исследование Мичиганского университета 2017 года говорит о том, что обучение мягким навыкам приводит к росту производительности сотрудников на 12%. А в отчете Korn Ferry Institute 2018 года сделан вывод, что лидеры с развитым эмоциональным интеллектом повышают результативность работы своей команды на 30%.

Тот факт, что общечеловеческие навыки дополняют профессиональные, эксперты выяснили более ста лет назад, однако сам термин soft skills появился в конце 1960-х годов в американской армии. Так стали называть любой навык, который не нужен для использования техники, но помогает управлять командами, мотивировать солдат и побеждать в сражениях. Речь шла о социальных навыках, и в 1968 году армия США официально представила учебную доктрину, известную как "Системная инженерия обучения", а с 1972-го "мягкие навыки" стали широко использоваться в учебных инструкциях.

Со временем soft skills начали учитывать при подготовке менеджеров, и их развитие вошло в учебные планы ведущих бизнес-школ и корпоративных университетов по всему миру. Базовые дисциплины программы MBA (маркетинг, стратегия, финансы и т. д.) были дополнены курсами по лидерству, переговорам, коммуникациям, работе в команде. С каждым годом значимость мягких навыков в управленческой деятельности увеличивается, так как они позволяют менеджеру быть эффективным в разных бизнесах и культурах, быстро адаптироваться при переходе в новую компанию или отрасль, переезде в другую страну.

В 2021 году был сделан важный шаг к систематизации мягких навыков. McKinsey Global Institute опросил 18 тыс. респондентов в 15 странах и разделил все мягкие навыки на четыре большие категории.

1. Когнитивные навыки: критическое мышление, коммуникация, ментальная гибкость, способность планировать свою работу.

2. Навыки межличностного взаимодействия: эффективная работа в команде, организационная мобильность, способность выстраивать отношения.

3. Цифровые навыки: цифровая грамотность ("цифровое гражданство"), использование и разработка цифровых решений, общее понимание работы цифровых систем.

4. Лидерство и личностное развитие: осознанность и способность управлять собой, предпринимательство, достижение целей.

Топ-10 самых востребованных навыков (по версии Всемирного экономического форума)

201520202025
1Решение сложных проблемРешение сложных проблемАналитическое мышление
2Взаимодействие с людьмиКритическое мышлениеАктивное обучение
3Управление людьмиКреативностьРешение сложных проблем
4Критическое мышлениеУправление людьмиКритическое мышление
5ПереговорыВзаимодействие с людьмиКреативность
6Контроль качестваЭмоциональный интеллектЛидерство и влияние
7Ориентация на сервисПринятие решенийИспользование технологий
8Принятие решенийОриентация на сервисПрограммирование
9Активное слушаниеПереговорыСтрессоустойчивость
10КреативностьИнтеллектуальная гибкостьРассудительность

В работе McKinsey Global Institute, как во многих других исследованиях, неизменно повторяются две категории: "когнитивные навыки" и "навыки межличностного взаимодействия". Однако появились и две новые категории, которым раньше уделяли гораздо меньше внимания: "цифровые навыки" и "личностное развитие".

feat. hbr-russia.ru.