Выученная беспомощность

Выученная беспомощность, также приобретённая или заученная беспомощность - состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать отрицательных стимулов или получить положительные), хотя имеет такую возможность.

Появляется, как правило, после нескольких неудачных попыток воздействовать на отрицательные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность. У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти. Феномен открыт американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году.

Эксперимент Селигмана.

У собак попытались выработать условный рефлекс страха на звук высокого тона. При этом использовалось негативное подкрепление: после подачи звука собака подвергалась несильному, но ощутимому удару электрического тока. Собаки в это время сидели в закрытых клетках. После нескольких таких стимуляций клетки открыли.

Автор эксперимента ожидал, что собаки, услышав звук, будут убегать, чтобы избежать удара током. Однако, ко всеобщему удивлению, этого не происходило. Вместо того после подачи звука животные ложились на пол и жалобно скулили, несмотря на открытые клетки.

Наблюдая неожиданные результаты эксперимента, Селигман предположил, что, возможно, собаки не пытаются избежать удара током не из-за отсутствия страха - по их поведению было очевидно, что они ожидают удара - а потому, что в ходе эксперимента они несколько раз попытались избежать его, но поскольку это не получилось, они привыкли к его неизбежности.

В 1967 году Мартин Селигман вместе с коллегой Стивеном Майером разработал похожую схему эксперимента с ударом током, но уже с участием трёх групп собак.

Первой группе предоставлялась возможность избежать болевого воздействия: нажав носом на специальную панель, собака этой группы могла отключить питание системы, вызывающей удар. Таким образом, она была в состоянии контролировать ситуацию, её реакция имела значение. У второй группы отключение шокового устройства зависело от действий первой группы. Эти собаки получали тот же удар, что и собаки первой группы, но их собственная реакция не влияла на результат. Болевое воздействие на собаку второй группы прекращалось только тогда, когда на отключающую панель нажимала связанная с ней собака первой группы. Третья группа собак (контрольная) удара вообще не получала.

В течение некоторого времени две экспериментальные группы собак подвергались действию электрошока равной интенсивности в равной степени, и в течение одинакового времени. Единственное различие состояло в том, что одни из них могли легко прекратить неприятное воздействие, а другие успевали убедиться в том, что не могут повлиять на неприятности.

После этого все три группы собак были помещены в ящик с перегородкой, через которую любая из них могла легко перепрыгнуть, и таким образом избавиться от электрошока.

Именно так и поступали собаки из группы, имевшей возможность контролировать удар. Легко перепрыгивали барьер собаки контрольной группы. Однако собаки с опытом неконтролируемости неприятностей метались по ящику, а затем ложились на дно и, поскуливая, переносили удары током всё большей и большей силы.

Селигман и Майер сделали вывод о том, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя.

В 1976 году Селигман получил за свою теорию выученной беспомощности премию Американской психологической ассоциации.

У человека также вырабатывается условный рефлекс, если он находится длительное время в условиях постоянного унижения, физического или психологического насилия. Например, домашнего насилия... через сравнение с другими, травле в коллективе (буллинги, моббинги, сексуальные домогательства...) и тому подобные притязания, вырабатывающие чувство безысходности, вины, никчемности людьми, имеющими физическую и психологическую власть.

Всё это и создаёт состояние выученной беспомощности. Однако рассматриваемое явление есть процесс обоюдный, созависимый, основанный на амбициях той и другой стороны, т.к. без насильника нет жертвы, а без жертвы нет и насильника. Известно, что насилие всегда бывает от бессилия, всё от той же выученной беспомощности, возникающее по причине того, что человек отвык "мирным путем" получать желаемое.

Проявляется животный тип общения: "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать". Но если внимательно понаблюдать за парой "агрессор-жертва", то открывается интересный факт, что "жертва" сама провоцирует "агрессора" своим поведением, создавая условия, возможности и желание его "съесть".

У выучено-беспомощного даже инстинкт самосохранения теряет силу. "Жертва" вызывает "огонь" "агрессора" на себя своим поведением, видом, осанкой, мимикой, пантомимикой, речью, одеждой... Сталкиваются две амбиции: одна - "Я лучше всех", другая: "Я хуже всех".

Выученная беспомощность формируется на чувстве страха, начинающемся с самоотрицания, основанного на прагматизме, выбранного в качестве фундамента жизни. Самовозвеличивание (самовнушение) как форма защиты лишь временно улучшает состояния человека на пути к безысходности.

Выход из этой ситуации возможен, только если беспомощный разучится быть беспомощным, проблемным, слабым, а тот, кто силён, найдёт достойное применение своим силам на пользу себе и обществу, не сбрасывая её куда попало, т.е. оба станут жить с чувством собственного достоинства.