Отличительная черта современных топ-менеджеров

Отличительная черта современных топ-менеджеров - умение работать в условиях VUCA-мира. Эта аббревиатура означает сочетание непостоянства (volatility), неопределенности (uncertainty), сложности (complexity) и двусмысленности (ambiguity).

Прежде всего, важна способность к "техническому творчеству", то есть умение находить нестандартные решения с помощью технологий. Для этого важно сочетание "жёстких" и "мягких" навыков: эмпатии, технических знаний и креативности. Согласно исследованию LinkedIn, в 2020 году именно эмпатия, креативность, технические знания и аналитические способности были наиболее востребованными на рынке.

Ещё одно важное качество для топ-менеджера новой формации - умение оказывать влияние на свою команду, на собственников бизнеса, даже если собственник невменяемый невротик.

В 2020 году компании из консервативных отраслей - FMCG, HoReCa, фарм - стали активно привлекать топ-менеджеров из технологичных сфер. Эта тенденция обозначилась ещё несколько лет назад, но пандемия увеличила спрос на лидеров новой формации.

Тренд на цифровизацию менеджмента особенно заметен в последних кадровых перестановках. В мае 2020-го executive-менеджер Lamoda Флориан Янсен перешел в "Магнит" на позицию e-commerce-директора. Директором по маркетингу "М.Видео" стал Владислав Свириденко, который раньше работал в "Яндекс.Маркет". Директор по бренду и маркетинговым коммуникациям "Мегафона" Снежана Черногорцева перешла в фармацевтическую компанию Valenta.

Крупные игроки ищут, прежде всего директоров по цифровым технологиями (CDO, CTO), руководителей разработки продукта (CPO), лидеров направлений Big Data и пользовательских интерфейсов (UX/UI). Ключевыми фигурами остаются и директора по маркетингу (CMO). Но требования к этой позиции изменились: на первый план выходят знания цифровых инструментов и performance - умение связывать маркетинговые активности с измеримыми бизнес-результатами.

Самые востребованные лидеры имеют сразу две сильных экспертизы: технологическую и экономическую.