fbpx

5 законов человеческой глупости

Итальянский историк экономики Карло Чиполла создал научную теорию, объясняющую феномен человеческой глупости. Его труд вполне серьёзен и признан в научных кругах, но вместе с тем исполнен итальянской иронии. Автор со свойственной южному характеру лёгкостью анализирует одну из самых неприглядных сторон окружающей нас действительности - глупость. Об этом далее.

Первый основной закон.

Человек всегда безнадежно недооценивает количество окружающих его "глупцов".

На первый взгляд это утверждение звучит весьма банально, размыто и ужасно неблагородно. Однако при ближайшем рассмотрении раскрывается его истинная достоверность. И дело даже не в том, насколько глупы могут быть люди, но постоянное изумление вызывает то, что:

  • люди, которые казались умными и рассудительными, оказываются беспросветно глупы;
  • изо дня в день вас отвлекают от дел "глупцы", совершенно неожиданно появляющиеся в самых неподходящих местах, выбирая при этом самые невероятные моменты.

Первый основной закон удерживает от определения точной доли "глупцов" в общей популяции: любая количественная оценка обернется преуменьшением.

Второй "железный" закон.

Людям нравится думать о человеческих индивидуумах как о продукте, выпускаемом некоей высокотехнологичной машиной массового производства. Приводя научные данные и исследования, генетики и социологи всячески стараются доказать, что все люди имеют одинаковые способности от рождения, и если одни более способны, чем другие, то это не от природы, а благодаря воспитанию.

Я против этой обобщенной точки зрения. По моему твёрдому, подтвержденному годами наблюдений и экспериментов, убеждению люди не имеют равных способностей. Одни глупее других от природы, а не по причине влияния культурных факторов. Один человек принадлежит к категории людей с низкими умственными способностями, так же как другой - к категории людей с определенной группой крови. Глупый человек рождается глупым по воле Провидения и глупость может присутствовать в любой группе людей, равномерно распределяясь в фиксированном пропорциональном соотношении.

Вероятность того, что человек может оказаться глуп, не зависит от любых других качеств этого человека.

Известно, что каким-то мистическим образом Природе удается сохранять фиксированную периодичность определенных естественных явлений. Например, рождаются ли дети на северном полюсе, или на экваторе, живут ли их родители в развитой стране или в развивающейся, принадлежат ли они к негроидной, европеоидной или монголоидной расе, соотношение новорожденных девочек и мальчиков сохраняется постоянным с небольшим преимуществом мальчиков. Наиболее примечательный факт заключается в том, что Природе удалось добиться срабатывания фактора вероятности появления "глупцов" с одинаковой периодичностью вне зависимости от размеров группы. Таким образом, процентное соотношение глупых и умных людей оказывается одинаковым как в больших, так и в маленьких группах.

Подтверждение того, что уровень образованности не имеет никакого отношения к вероятности появления "глупцов", было получено в ходе экспериментов, проведенных во множестве университетов по всему миру. Возьмем некое комбинированное сообщество, представляющее собой университет, и состоящее из пяти основных групп: рабочие, служащие, студенты, представители администрации и профессора. При анализе группы "синих воротничков" обнаружено, что часть из них глупы. Так как доля "глупцов" оказалась больше, чем ожидалось (таки Первый закон), то традиционно это было связано с расслоением общества, бедностью и отсутствием образования. Но продвигаясь в исследовании вверх по социальной лестнице, был обнаружен тот же уровень "глупцов" в группах "белых воротничков" и студентов.

Наиболее впечатляющими оказались результаты по группе профессоров. Где бы ни проводились исследования - в крупном университете или маленьком колледже, в известном или скромном учебном заведении, обнаруживался один и тот же уровень "глупых" профессоров.

В это было трудно поверить, но результаты множества экспериментов говорили сами за себя. Второй основной закон - это "железный" закон, не допускающий исключений. Женское феминистское движение юристов поддержит его, т.к. он демонстрирует, что "глупцы" пропорционально распределены как среди мужчин, так и среди женщин. Жители развивающихся стран третьего мира, возможно, найдут утешение во Втором "железном" законе, т.к. они смогут найти в нем подтверждение того, что живущие в развитых странах не так уж и развиты.

Нравится нам Второй закон или нет, но в любом случае пугает то, что из него следует: вне зависимости от того, вхожи ли вы в высший свет или нашли себе пристанище среди сефардов, закрылись ли вы в библиотеке или решили провести остаток своей жизни в компании прекрасных женщин "с низкой социальной ответственностью", вы всегда будете сталкиваться с одним и тем же процентным соотношением "глупцов", которое всегда будет превосходить ваши ожидания.

Третий "золотой" закон.

Третий закон предполагает, что люди делятся на четыре основные категории: неудачники, умники, преступники и глупцы.

  • Неудачник: своими действиями вредит самому себе, но приносит выгоду другим
  • Умник: действует ради своей выгоды, но при этом выигрывают и другие.
  • Преступник: действует ради собственной наживы, но при этом вредит другим.
  • Глупец: своими действиями вредит другому человеку или группе людей без видимой для себя выгоды, а иногда и себе во вред.

Сталкиваясь в первый раз с Третьим законом, здравомыслящие люди реагируют на него с недоверием и скептицизмом, так как они с трудом воспринимают неразумное поведение. Но давайте оставим высокую теорию и посмотрим на нашу повседневную жизнь с точки зрения практичности. Тщательно все обдумав, вы должны прийти к выводу, что наша повседневная жизнь в основном состоит из ситуаций, когда нам наносится ущерб в результате невероятного поступка какого-то нелепого существа, которое ничего не получает и не может получить от того, что навредил нам. Никто не знает, не может понять или объяснить, почему это нелепое создание делает то, что оно делает. На самом деле, этому есть только одно объяснение: человек, о котором идет речь - глуп.

Большинство людей ведет себя непоследовательно. Под влиянием одних обстоятельств человек поступает разумно, а под влиянием других тот же человек ведет себя, как "неудачник". Единственное важное исключение из этого правила составляют "глупцы", которые демонстрируют стойкую тенденцию к постоянству во всех областях человеческой деятельности.

Вне зависимости от степени своего непостоянства, "неудачник" иногда может повести себя разумно, а иногда он может совершать поступки, свойственные "преступникам". Но если рассматривать совершенного "неудачника", то основная масса его поступков - это типичные поступки "неудачника".

Идеальный "преступник" наносит ущерб, равный извлекаемой им выгоде. Самый примитивный тип преступлений - воровство. Человек, укравший у вас 100 шекелей, не причинив вам при этом больше никакого вреда, - идеальный "преступник": вы потеряли 100 шекелей, он получил 100 шекелей. "Преступники", не лишенные здравого смысла, обладают характеристиками умного человека. К сожалению, их не так уж много. Основной массе "преступников" их действия приносят им выгоду меньшую, чем наносимый другим людям ущерб. Если вас убивают ради 50 шекелей, можно быть уверенным, что это не идеальный "преступник". Даже если оценить его выгоду по его системе ценностей, он все равно попадает очень близко к границе полнейшей глупости. Чиновники, которые за награду или продвижение по службе отдают приказы о соблюдении режима "самоизоляции" или ношении масок "правильного" поставщика, попадают в ту же область.

Распределение "глупцов" сильно отличается от распределения "преступников". Это происходит по причине того, что основная масса "глупцов" глупы глубоко и основательно.

"Глупцы" упорствуют в своем стремлении наносить другим людям ущерб, не получая от этого ни вреда, ни пользы.

Однако существуют люди, которые своими невероятными поступками не только наносят ущерб другим людям, но и вдобавок вредят себе. Несложно понять, насколько социальная, политическая, ведомственная власть и прочий "Роспотребнадзор" усиливают разрушительный потенциал "глупца". Но все же нужно разобраться, что именно делает "глупца" опасным для других людей.

Глупые люди опасны и разрушительны потому, что разумным людям сложно представить и понять иррациональное поведение. "Умный" человек может понять логику "преступника". Его поведение разумно. "Преступник" хочет иметь хорошую репутацию. В силу недостатка интеллекта он не может придумать способ улучшить свою и вашу репутацию одновременно, поэтому улучшает свою за счет вашей. Ничего хорошего в этом нет, но это разумно и предсказуемо. Вы можете предвидеть его поведение, интриги и притязания, и зачастую вы успеваете от этого защититься.

В соответствии с Третьим законом все это совершенно невозможно, когда имеешь дело с "глупцом", который в самом неподходящем месте и в самое неподходящее время будет беспричинно, бестолково и бесполезно доставать вас. Невозможно предугадать разумом, когда, как и почему вы будете атакованы "глупцом". Сталкиваясь с "глупцом", вы оказываетесь целиком и полностью в его власти. И по причине того, что его поведение лишено здравого смысла, происходит следующее:

  • "глупец" атакует внезапно;
  • даже если вы ожидаете нападения, то у вас не получится дать рациональный отпор, т.к. само нападение не имеет какой-либо рациональной структуры.

Из-за неуправляемости и иррациональности поведения "глупца" защищаться от него весьма сложно, но еще сложнее ответно его атаковать - это как стрельба по хаотично движущейся мишени.

Четвертый основной закон

То, что наивные люди, особенно попадающие в категорию "неудачники", обычно не отдают себе отчета в том, насколько опасны "глупцы", совершенно неудивительно. Это лишь подтверждает их наивность. Однако больше всего удивляет, что и "умные" люди, равно как и "преступники", зачастую не осознают разрушительный потенциал глупости. Можно отметить, что, сталкиваясь с "глупцами", они делают ошибку, высокомерно задирая нос, вместо того, чтобы сразу же запускать защитные реакции. И объяснить это явление крайне сложно.

Люди склонны верить, что "глупец" может навредить только себе, но тут мы путаем глупость с наивностью. При определенных обстоятельствах вы можете вступить с "глупцом" в партнерские отношения, имея намерение использовать его в своих интересах. Ни к чему, кроме печальных последствий, это не приведет, потому что:

  • вы абсолютно не понимаете сущности глупости;
  • вы даете "глупцу" простор для развития его таланта.

Вы можете надеяться перехитрить "глупца" и, в некоторой степени, это может получиться. Но так как из-за нестабильности поведения его действия и реакции предвидеть невозможно, вы будете уничтожены непредсказуемостью своего "глупого" партнера.

Неглупые люди всегда недооценивают разрушительную силу "глупцов".

На протяжении веков и столетий как в личной, так и в общественной жизни, люди никак не могут научиться принимать в расчет Четвертый основной закон, и эта ошибка уже принесла человечеству неисчислимые потери. Если вы свяжетесь с "глупцом", то вне зависимости от времени, места и обстоятельств, это всегда обернется дорогостоящей ошибкой.

Пятый основной закон

Давайте вместо того, чтобы обсуждать благополучие отдельных людей, порассуждаем о благополучии общества как об арифметической сумме состояний индивидуумов. Для этого нам необходимо полное понимание Пятого основного закона. Здесь можно добавить, что этот закон, безусловно, является наиболее известным и люди довольно часто цитируют фразу, являющуюся следствием этого закона.

"Глупец" - это самый опасный тип человека. "Глупец" опаснее "преступника".

Результат действий идеального "преступника" прост и очевиден - это перемещение ресурсов. Идеальный "преступник" получает выгоду, равную нанесенному им убытку. Равновесие в обществе не нарушается. Если бы все члены общества были идеальными "преступниками", то общество было бы ущербным, но серьезной катастрофы бы не произошло. Весь бизнес свелся бы к массовому перемещению материальных ценностей и достатка в руки тех, кто этим бы занимался. Если бы все члены общества занимались этим по очереди, то не только общество в целом, но и все его члены пребывали бы в стабильном неизменном состоянии.

Когда же в дело вступают "глупцы", ситуация меняется кардинальным образом. "Глупцы" причиняют ущерб другим людям, не извлекая из этого никакой выгоды. Общество в целом приходит в упадок.