Выученная беспомощность Vs. Поисковая активность

Каждый человек хоть раз в жизни испытывал состояние, когда не мог выйти из гнетущего переживания, или не удавалось прекратить действия, которые не являлись эффективными или, напротив, инициировать то, что является жизненно важным. Во всех таких ситуациях действует один и тот же механизм выученной беспомощности.

Выученная беспомощность связана с трудностью:

  • постановки цели;
  • инициирования действия;
  • поддержания первоначального намерения;
  • преодоления препятствий.

Наличие выученной беспомощности у человека можно достаточно легко определить на основе слов - маркеров, употребляемых в речи. К таким словам относятся:

  • "Не могу". Просить о помощи, отказывать, найти друзей, строить нормальные отношения, изменить свое поведение и т.д.
  • "Не хочу". Осознание, что я "Не могу", тесно связано с очень дискомфортным состоянием. Происходит трансформация "Не могу" в "Не хочу" или "Это не мое".
  • "Всегда". "Взрываюсь" по пустякам, опаздываю на встречи работу, вечно все теряю и т. д., то есть "Я такой, какой я есть"...
  • "Никогда". Не могу вовремя подготовиться к встрече, не прошу о помощи, у меня никогда не получится справиться с этой проблемой и т.д.
  • "Все бесполезно". Нечего и пытаться, никогда ни у кого ничего в этой ситуации не получалось, и не такие как я пробовали.
  • "В нашей семье все такие". Семейные послания о способностях к определенным наукам, о неудачной судьбе или замужестве.

За всеми этими словами, скрывается отсутствие позитивного опыта, неверие в собственные силы, тревога и страх неудачи, отсутствие позитивного прогноза и неверие в то, что возможно иное решение ситуации.

Беспомощность часто маскируется за различными состояниями, которые идентифицируют как нечто иное, например, как чувство усталости, злости, апатии. Поведение людей в состоянии выученной беспомощности может быть диаметрально противоположным. Основными вариантами поведения при беспомощности являются:

  • Псевдоактивность;
  • Отказ от деятельности;
  • Состояние заторможенности;
  • Деструктивное поведение;
  • Сублимация.

Эти формы поведения включаются автоматически, без пошагового разбора ситуации и выработки осознанной стратегии поведения. Все эти формы поведения могут сменять друг друга по мере истощения ресурсов. Состояние выученной беспомощности является предпосылкой возникновения зависимостей, психосоматических заболеваний и депрессий.

К факторам, препятствующим формированию выученной беспомощности, относят:

  • Опыт активного преодоления трудностей и собственного поискового поведения. Это повышает сопротивляемость человека к неудачам. Легко достигнутый успех, напротив, детренирует сопротивляемость и не способствует повышению уверенности в своих силах.
  • Установки относительно атрибуции. Человек, полагающий, что его удачи случайны и обусловлены определенным стечением обстоятельств, а неудачи закономерны и обусловлены его личными недостатками, капитулирует перед трудностями и подвержен обучению беспомощности быстрее, чем человек с противоположными установками.
  • Высокую самооценку. Человек при всех обстоятельствах сохраняющий уважение к себе, более устойчив к формированию выученной беспомощности, чем человек с чувством собственной неполноценности.
  • Оптимизм. Оптимизм отражает веру человека в позитивный прогноз, связан с позитивным мышлением и потому является одним важных факторов противодействия формированию выученной беспомощности.

Что является противоположностью выученной беспомощности?

Если на одном полюсе биполярной оси находится выученная беспомощность, то, что будет на другом полюсе? Способность к активному действию и исследованию ситуации - поисковая активность.

Поисковая активность, авторы концепции Вадим Семенович Ротенберг и Виталий Вульфович Аршавский, - биологически обусловленная форма поведения в условиях неопределенности, когда человек не имеет возможности со стопроцентной уверенностью прогнозировать результаты своей активности. Однако он способен адекватно оценивать каждый промежуточный результат на пути к конечной цели и соответственно менять свое поведение.

Поисковая активность, направленная на изменение ситуации в условиях неопределенности, играет решающую роль в адаптации и сохранении здоровья. Противоположным поиску является стереотипное поведение, когда цепочка действий, будучи запущена, выполняется уже без отслеживания внешних и внутренних изменений.

К поиску не относятся все виды стереотипного автоматизированного поведения, условно-рефлекторные действия: т.е. любое поведение, результат которого может быть спрогнозировано с высокой вероятностью. Неуверенность в окончательном результате как раз и придает поведению черты поискового, тогда как полная уверенность в конечном результате делает поведение автоматическим и стереотипным.

Поисковая активность имеет тенденцию к саморазвитию и поддержанию себя самой по закону положительной обратной связи: при поисковой активности восстанавливаются те химические вещества в мозгу, которые необходимы для продолжения этой активности. Творчество - это типичный образец поисковой активности, и мозг при этом виде поисковой активности не требует дополнительной стимуляции. Он как бы находится на самообеспечении.

Всех людей условно можно разделить на две группы: со слабо и сильно развитой поисковой активностью. Характеристики людей с сильно и слабо развитой поисковой активностью совпадают с особенностями поведения личности с мотивом стремления к успеху и с мотивом избегания неудачи. Эти особенности поведения описал David McClelland в рамках изучения мотивации достижения. Но в целом существует доминирующий мотив, характеризующий генеральную линию поведения человека.

Поисковая активность сама по себе требует усилий и энергетических затрат. По-видимому, именно для того, чтобы как-то скомпенсировать и оправдать все сложности и неудобства, причиняемые человеку его поисковым поведением, оно оказалось так тесно связанным со здоровьем. Если человек прекращает поисковое поведение, особенно если раньше оно было очень выражено, то такой "перепад" серьезно бьет по здоровью: возникают так называемые "болезни достижения" или "синдромом Мартина Идена".

Поисковая активность - это форма инстинктивного поведения, которая существует у нас с рождения, и в процессе воспитания или развивается или блокируется. При подавлении поисковой активности нарушается естественный "исследовательский" путь от проб и ошибок через инсайт к новому, творчески созданному решению. Выделяют четыре основные сферы наиболее частого подавления поиска у ребенка. Последствия этого подавления не проходят бесследно, и выработанное в детстве состояние беспомощности остается в зрелом возрасте.

Например, если поисковая активность ребенка прерывается родителем сильно и резко, то некоторое время после этого ребенок находится в измененном состоянии сознания - в легком трансе. Это состояние характеризуется некритичностью восприятия реальности. Родитель, произносящий растерянному ребенку в этот момент свое нравоучение, играет роль гипнотизера, внушающего "формулу беспомощности". Эти формулы работают многие годы, как самореализующееся пророчество, пребывая вне критики и осмысления. В семейной психологии их принято называть "родительскими посланиями".

В подростковом периоде культурные ограничения касаются поисковой активности в социальной жизни, построения отношений, поиска пределов допустимого поведения. Возникающая при ее подавлении беспомощность уже переживается в состояниях апатии и депрессии.

Выученная беспомощность - это очень сложный многослойный феномен. Независимо от того, какую "маску" на себя надевает беспомощность и в какой форме она выражается, есть некоторые генеральные направления, опорные точки, с которыми необходимо работать, чтобы выйти из этого состояния и запустить активный поиск. К ним относятся:

  • активизация желаний и потребностей;
  • повышение самооценки;
  • осознание своих прав на ошибку, быть собой...
  • осознание собственных возможностей;
  • актуализация опыта побед и преодолений трудностей;
  • формирование позитивного прогноза;
  • постановка целей и принятие на себя ответственности;
  • создание стратегии преодоления препятствий;
  • разработка пошагового поведения достижения поставленных целей;
  • реализация конкретных шагов в жизни.

Некоторые техники работы по данным направлениям могут применять только психологи или коучи, имеющие специальную подготовку. Но многие приемы и способы может использовать каждый человек в своей жизни самостоятельно.