Меры административного и экономического воздействия

Главной задачей политики государства в сфере воспроизводства человеческого капитала должно стать обеспечение каждому человеку возможностей для раскрытия его творческого потенциала, максимально полной реализации производительных способностей, что позволит достичь высокой степени экономического развития. С этой целью необходимо реально обеспечить декларируемое прежде, но не подкрепленное никакими конкретными механизмами реализации, равенство возможностей, равное положению каждого человека в обществе, его свободное целостное развитие.

Реализация этой глобальной задачи предусматривает использование всего многообразия средств, находящихся в распоряжении государства, которые можно определить в две группы как меры административного и экономического воздействия.

Административное воздействие государства на процессы воспроизводства качественных и количественных характеристик человеческого капитала базируются на государственной власти и носят характер запрета, разрешения или принуждения. К таким мерам можно отнести обязательные мероприятия, связанные с оказанием профилактических медицинских услуг населению, обязательное формальное образование в рамках средней школы, стандартизацию деятельности учреждений социальной сферы, ограничения на право занимать определенные должности без соответствующего образования, опыта работы в указанной сфере.

В числе административных мер регулирования воспроизводства человеческого капитала можно назвать также систему квотирования рабочих мест с целью обеспечения реализации производительных способностей наименее защищенных слоев населения.

Среди экономических мер регулирования государством процессов воспроизводства человеческого капитала следует выделить, прежде всего, прямое бюджетное финансирование инвестиций в человеческий капитал. Урезая либо наращивая государственные инвестиции, правительство тем самым сдерживает либо стимулирует накопление совокупного человеческого капитала в общегосударственных интересах. Причем государство из собственных источников финансирует не только государственные структуры образования, здравоохранения, культуры, но и учреждения негосударственного сектора при условии реализации последними государственных стандартов.

Большую роль играют субсидии, дотации, направляемые на реализацию конкретных программ, связанных с накоплением человеческого капитала, ростом его качественных и количественных характеристик, и носящие узконаправленный характер. Значение таких методов довольно велико, поскольку позволяет непосредственно стимулировать те направления деятельности, которые государство считает наиболее важными и перспективными. Практика такого воздействия путем финансирования на конкурентной основе под определение программы представляет особенный интерес для российской действительности в условиях катастрофического дефицита бюджетных средств.