Недооценка роли развития человека

В России в связи с изначальной установкой власти на приоритет экономических преобразований в модернизации, оставляющий в тени социальные процессы и, прежде всего, процессы накопления человеческого капитала, недооценивается та роль, которую играет в общественно-воспроизводственном процессе развитие человека, активизация его производительных способностей, повышение степени их использования в производстве. Между тем, именно активная реализация кадрового потенциала человека движет процессы модернизации, поскольку в основе ускорения темпов модернизации лежит расширение спектра структурных направлений воспроизводства человеческого капитала.

Имеющиеся структурные деформации, проявляющиеся как структурные противоречия и несоответствия между необходимостью модернизации социально-экономических условий развития российского общества и возможностями ее обеспечения, исходя из структуры накопления кадрового потенциала, углубляются в виду особенностей развития современной российской экономики. Дело в том, что развитие происходит преимущественно за счет сырьевых добывающих отраслей экономики, относящихся к низконаукоемкому сектору, невысоки требования в этих отраслях к воспроизводству человеческого капитала при одновременной возможности выплачивать занятым высокую заработную плату существенно ограничивают темпы роста полезных потенциалов занятых в данных отраслях, порождают определенные деформации в воспроизводстве человеческого капитала. С другой стороны, значительная часть высококвалифицированной рабочей силы, будучи вынужденной выполнять доходную работу невысокой квалификации, оказывается невостребованной.

Этот процесс обладает мультипликативным эффектом, поскольку само наличие недоиспользования человеческого капитала родителей оказывает негативное влияние на накопление и степень реализации человеческого капитала их детей. Так, инженер, не имеющий возможности эффективно, с высокой отдачей реализовать собственный кадровый потенциал, не станет побуждать своих детей к выбору такого направления воспроизводства человеческого капитала, а предпочтет, чтобы его дети приобрели знания и навыки, которые на данный момент востребованы обществом и приносят высокий доход.