Способность к взаимодействию

В экономическом развитии существенно возрастает роль не просто возможностей приобретения новых профессиональных знаний, умений, навыков работы, интеллектуальной и профессиональной мобильности человека, его творческой активности, но и способности людей общаться друг с другом, способности к коллективному взаимодействию. Это связано с тем, что на современном этапе развития производительных сил индивидуальный человеческий капитал функционирует часто неэффективно. Гораздо большего результата может достичь группа, объединяющая для решения поставленной задачи отдельных носителей человеческого капитала. Особенно активно этот процесс протекает в наукоемких, высокотехнологичных сферах инновационной деятельности, где научные открытия, новейшие технические разработки совершаются уже не одним человеком, работающим изолированно, но группой, действующей в соответствующем направлении исследований. Это обуславливается сложностью тех проблем, которые требуют своего решения на современной стадии развития научно-технического прогресса.

Углубление обобществления человеческого капитала определяет процесс его воспроизводства с учетом потребностей групп как первичного звена современного производства.

Действительно, в производственном процессе все более заметную роль начинают играть автономные группы, члены которых, получая общее задание, самостоятельно определяют пути и методы достижения необходимого результата, осуществляя коллективный контроль за ходом самого процесса производства. В этой связи особенно интересен опыт предприятий Японии, который привлекает внимание исследователей всего мира. Здесь широкое распространение получили "группы интересных людей", "кружки качества", ставшие средством мобилизации интеллектуальных и психофизиологических способностей работников, в которых используются японские традиции групповой коллективной деятельности.

Это позволяет заключить, что в структуре человеческого капитала происходят изменения, усиливающие значение его культурной, психологической, составляющей, поскольку сама возможность людей сотрудничать, осуществлять коллективные действия определяется тем, насколько участники этих групп придерживаются схожих ценностей, норм поведения, традиций.

Вместе с тем, имеет место обратная связь, когда накопление человеческого капитала оказывает определенное влияние на накопление физического капитала. Так, в процессе накопления человеческого капитала (прежде всего его интеллектуальной составляющей), создаются новые знания, углубляются представления об окружающем мире. Накопление знаний приводит к появлению образцов новой техники, часто определяющих структурную перестройку всей экономики, то есть инициирует научно-технический прогресс, регулирует его приоритеты, что в конечном итоге позитивно влияет на качество социально- экономического развития.

При этом высокое развитие человеческого капитала способствует не только возникновению инноваций, но и их скорейшей материализации и тиражированию в производстве. Массовое распространение новой техники связано со становлением нового образа мышления, поскольку, не будучи вооружен соответствующими знаниями, человек не может воспринять новейшие технические образцы и овладеть ими.