Маркетинг в исполнении психологов

Иногда мне попадается реклама курсов по созданию "личного бренда" и продвижению услуг психологов. Индивидуальности - ноль, притом что необходимость наличия "личного бренда" для финансового успеха частной практики озвучивается повсеместно. "Приходите к нам на курс, мы дадим вам счастье и работающие инструменты". Шаблоны то есть.

А дальше случаются очень забавные случаи, когда не такой уж и "личный бренд" создан, фотографии вымученного образа преуспевающего человека с "профессиональных" фотосессий обработаны и опубликованы, все шаблонные посты / статьи написаны и тут... счастливый обладатель свежего, но не очень "личного бренда" пишет, что его затопили соседи.

Когнитивный диссонанс возникает, потому что до этого всё было тщательно отцензурено в соответствии с тем, как на курсах учили. Но если уж вы создаете себе образ для "личного бренда", забудьте о том, чтобы быть собой на публике! Таких проколов даже имидж политиков не выдерживает.

Можно заметить трансформацию, как человек с изюминкой от природы, резко выделяющей его из общей массы, становится еще одним "личным брендом", растворяющемся в толпе точно таких же безликих адептов виртуального тренда. Но реклама, построенная на достаточно хорошо известных всем маркетологам принципах покупательского поведения, делает своё дело.

"У меня есть готовые ответы, то есть "решение проблем клиентов", и я вам за такую-то сумму их отдам". Только вот нет у реальных психологов ответов на все вопросы. И психолог не фармацевт, он не выдает склянку с лекарством в обмен на некую сумму денег. Когда это просто бизнес и личность психолога как такового вообще не имеет значения.

Психологи работают собой, а не неким набором методик. Уникальность и индивидуальность создают психолога как профессионала, его опыт - профессиональный и жизненный, его мировоззрение, его восприятие вещей. Именно это одновременно притягивает клиентов и не создает ложных ожиданий, а не хорошо оштукатуренный фасад "личного бренда".

На что покупаются клиенты: на "отутюженный" образ, или на человека, который, как минимум, в состоянии понять проблему? Обещания, даже если они не прямые, а всего лишь замаскированные маркетинговые "крючки", нацеленные на продажи, - это всего лишь обещания. Тем более, что в психотерапии вообще нет никаких гарантий.

"Личный бренд" действительно помогает не остаться без работы, но создавать его нужно по индивидуальным лекалам, скроенным под себя и для себя. Странно, что большинство психологов, будучи психологами, этого не понимают.

Если человек делает SWOT-анализ себя через стандартное "могу помочь людям, коммуникабелен, стрессоустойчив и так далее", то он, по сути, себя не знает. Собой быть хоть и проще (как минимум не нужно за собой следить), но требует очень большой внутренней устойчивости и готовности к неприятию извне. А еще четкого понимания своего места в мире.

Психология это сфера со своими собственными законами и ограничениями. Именно поэтому большинство действительно хороших психологов либо практически не рекламируют свои услуги, либо делают это не общепринятыми способами. У них иное восприятие профессии и уникальный "личный бренд".

feat. Джеймс Кэтсмайерс.