Культурные ценности и традиции

В формулировании моделей экономического поведения человека давнюю традицию в истории экономической науки имел анализ социально-исторических факторов, обусловивших исследование мотивов экономического поведения человека, прежде всего как характеристики социальной группы, класса, к которому он принадлежит. С учетом этого обстоятельства индивидуальное экономическое поведение и лежащие в его основе мотивации включены в некий целостный социум как национально и исторически определенную общность людей.

При этом среди факторов, определяющих человека как часть народа, детерминирующих соответствующее экономическое поведение и мотивацию, выделяются, прежде всего, национальный характер, расовая принадлежность, имеющийся объем накопленных в обществе средств производства, а также культурное наследие. Следовательно, в рамках рассматриваемого направления в структуру определяющих экономических мотиваций, помимо общепризнанного собственного интереса, или эгоизма, были включены мотивации, выходящие собственно за границы узко экономического подхода, а именно: чувства общности, справедливости, то есть уже неэкономические побуждения, а также национальные этические, культурные ценности и традиции.

Иными словами, человек, участвуя в экономической деятельности и выступая ее субъектом, понимается, прежде всего, как существо общественное, причем существо в известной мере пассивное, подверженное всевозможным внешним влияниям, определяемым географическими и историческими факторами, и движимое поочередно эгоистическими и неэгоистическими (даже альтруистическими) мотивами.