Восприятие человека напрямую связано с тем, как он мыслит и какие суждения выносит по поводу того или иного факта или события. И далеко не всегда мышление и суждения человека отражают объективную действительность - в них могут наблюдаться систематические ошибки и отклонения. Именно в таких ситуациях следует говорить о когнитивных искажениях.
Определение.
Когнитивными искажениями называют различного рода систематические ошибки в мышлении человека, а также шаблонные отклонения, происходящие в определённых ситуациях и основой которых служат искажённые убеждения. Каждый человек склонен к созданию собственной субъективной реальности, зависящей от его восприятия. И эта реальность, в свою очередь, определяет поведение человека в обществе. Из этого следует, что когнитивные искажения нередко являются причиной неверных или неточных суждений, искажённых интерпретаций и иррационального поведения.
В особых случаях когнитивные искажения могут быть катализатором более эффективного функционирования личности в определённых условиях, например, позволяют человеку гораздо быстрее принимать решения или адаптироваться к ситуациям. Некоторые другие когнитивные искажения представляют собой прямое следствие ограниченности возможностей человека в плане обработки информации или же отсутствия необходимых психических механизмов. Для когнитивистики (научной области, исследующей разум и интеллект), социальной психологии и некоторых смежных наук изучение когнитивных искажений делает возможным выявлять психологические процессы, на которых базируется восприятие и принятие человеком решений.
Причинами возникновения когнитивных искажений могут быть:
- Влияние социума;
- Моральные и эмоциональные факторы;
- Ограниченные возможности человеческого мозга в плане обработки информации;
- Нарушения в обработке информации;
- Неконтролируемый поток всевозможных мыслей в сознании (ментальный шум).
Возникновение когнитивных искажений.
Впервые термин "когнитивные искажения" был употреблён в 1972 году пионером когнитивистики Амосом Тверски и Даниелем Канеманом в процессе их исследований числовой грамотности людей. Учёные воспроизвели несколько поведенческих шаблонов, где принимаемые людьми решения отличались от рациональных, а также провели несколько экспериментов, в ходе которых было выявлено влияние на мышление людей и принятие ими решений навязанных стереотипов.
Категории когнитивных искажений.
Категории когнитивных искажений различают по разным принципам. Есть когнитивные искажения, которые в большей степени характерны для социальных групп, а есть те, что проявляются на личностном уровне. Одни искажения оказывают влияние на принятие решений, когда имеет место быть приоритетность выбора, другие проявляются благодаря неким причинно-следственным связям, третьи вообще связаны со свойствами памяти человека. Определённые когнитивные искажения могут отражать мотивацию человека. Существуют также искажения, связанные с индивидуальными особенностями мозга в плане восприятия, вспоминания и способности делать выводы.
По причине того, что определённые когнитивные искажения представляют собой отражение мотивации человека, поддаются объяснению многие стереотипы и шаблоны массового сознания, а также конкретные групповые поведенческие паттерны. А посредством специальных опытов было доказано и существование когнитивных искажений, связанных с обострёнными реакциями людей на определённые раздражители. В действительности когнитивных искажений великое множество и ниже мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми наиболее распространёнными и изучаемыми из них.
Распространённые когнитивные искажения.
- Эффект повального увлечения - повторение действий или вера в то, что делают или во что верят многие люди;
- Искажение в восприятии личного выбора - стремление помнить свои прошлые выборы в более положительном ключе, чем они были в действительности;
- Ошибка, связанная с подтверждением - стремление к поиску и интерпретации информации для подтверждения уже имеющихся данных;
- Эффект узких рамок - применение слишком узкого подхода в описании проблемы или ситуации;
- Иллюзия контроля - вера человека в то, что он способен контролировать или оказывать влияние на результаты событий, когда на самом деле это не так;
- Эффект знакомства - стремление человека необоснованно симпатизировать кому-то только по той причине, что он с ним знаком;
- Рационализация покупки - стремление искать рациональные аргументы, чтобы убедить себя, что покупка была сделана не зря;
- Ошибки в планировании - недооценка времени, требуемого на выполнение поставленных задач;
- Сопротивление - желание человека делать что-то, противоположное тому, к чему его кто-то принуждает, как потребность противостоять мнимому ограничению свободы выбора;
- Ошибка атрибуции - стремление объяснять поведение другого человека его личностными качествами, пренебрегая ситуативными особенностями, и одновременное преувеличение влияния ситуативных особенностей на собственное поведение, недооценивая влияние личных качеств;
- Уклон в пользу положительного исхода - стремление к преувеличению и переоценке при предсказании благоприятных событий;
- Предвзятость подтверждения - стремление оценивать логику аргументации, зависимо от убеждённости в ложности или истинности заключения;
- Ретроспективное искажение - пропуск памяти о произошедших событиях сквозь призму нынешнего знания. Причём, события в настоящем выглядят более предсказуемыми, нежели были на самом деле.
Среди множества других когнитивных искажений можно выделить эффект ореола, эффект первого впечатления, эффект контраста, профессиональную деформацию, ошибки согласованности, ошибки различения, переоценку воздействия, иррациональное усиление, отвращение к потере, потребность в завершении, потребность в противоречии, недооценку бездействия, селективное восприятие, эффект привязки, каскад доступной информации, иллюзию кластеризации, ошибку игрока, ошибку совпадений, стереотипизацию, стадный инстинкт, иллюзию прозрачности, оправдание системы и многие-многие другие.
Практическое значение когнитивных искажений.
В настоящее время во многих социальных институтах бытует мнение о том, что люди склонны принимать рациональные решения. Так, например, инвестиционными организациями предполагается, что инвесторы будут действовать рационально, однако сами инвесторы опираются в действиях на когнитивные искажения, такие как эмоциональные эффекты, стереотипы, предубеждения и т.п. Примерно та же ситуация наблюдается в судах присяжных, банках, государственных структурах, производственных предприятиях, семьях и т.д. Ко всему прочему, когнитивные искажения также выражаются в том, что в общественном сознании людей сохраняются различного рода суеверия, что препятствует привитию научного взгляда на мир, которое отличается от паттернов массового сознания. Есть и случаи, где ситуация проявляется с точностью до наоборот.
Коррекция когнитивных искажений.
По мнению Герда Гигеренцера и других, направление и содержание когнитивных искажений поддаётся контролю. Для этого применяются специальные методики, сокращающие имеющиеся искажения, стимулирующие человека применять особые контролируемые маневры, сходные с неконтролируемыми. Также к методикам коррекции когнитивных искажений относятся методы их модификации, а сам процесс коррекции можно отнести к области психологической терапии по снижению разнообразных зависимостей, депрессивных и тревожных состояний. Эту терапию называют "Cognitive Bias Modification Therapy" (CBMT) или "Applied Cognitive Processing Therapies" (ACPT). Применяемые в ней методы подразумевают использование новейших компьютерных технологий, как при непосредственном участии психотерапевта, так и без его участия. Базовыми концепциями, на которых основывается CBMT, являются когнитивная модель внимания, когнитивная модель тревоги и некоторые другие разработки нейронауки.
feat. 4brain.ru.