Разделение на физический и интеллектуальный труд

В процессе воспроизводства человеческого капитала, формируются и развиваются психофизиологические и интеллектуальные способности человека. Эти элементы человеческого капитала неразрывно связаны между собой и, вместе с тем, в определенной степени противостоят друг другу. На поверхности явления это противостояние находит выражение в системе общественного разделения труда, прежде всего, в процессе общего разделения на физический и интеллектуальный труд.

В связи с разделением труда, внутри общества получают развитие самые различные направления деятельности, участие в которых требует от человека развития соответствующих способностей, обладание определенными знаниями и навыками. Тем самым в ходе разделения труда в обществе формируются различные структурные направления воспроизводства качественных и количественных характеристик человеческого капитала, характеризующиеся качественной неоднородностью. Это дает возможность каждому человеку выбрать ту сферу деятельности, которая в наибольшей степени соответствует его склонностям и способностям, и в которой он может реализовать накопленный человеческий капитал с максимальной отдачей для себя и общества.

Однако часто человек выбирает сферу реализации собственных производительных способностей не в соответствии со своими способностями и склонностями к определенному виду деятельности, а в силу давления на него различных внешних причин, например общественного мнения, относительно престижности, предпочтительности той или иной сферы занятости, а также различного рода ограничивающих принудительно-мотивирующих процедур.

Складывающиеся структурные деформации, проявляющиеся в структурных противоречиях и несоответствиях между общественными потребностями в определенной структуре кадрового потенциала и индивидуальными предпочтениями, способностями и склонностями человека, ограничивают и сдерживают процесс воспроизводства человеческого капитала, негативно сказываясь, прежде всего на качестве его воспроизводства.

Действительно, человек, занимающийся деятельностью, которая не соответствует его внутренним желаниям, способностям и склонностям, а значит не приносит ему морального удовлетворения, испытывает внутренний дискомфорт, неудовлетворенность собой, в силу чего осложняется его профессиональное развитие, снижаются стимулы к повышению квалификации, дальнейшему накоплению человеческого капитала, желанию его реализовать в полной мере.