Инстинкты как основа привычек

В основе привычек, занимающих важное место в экономическом поведении человека лежат инстинкты. Причем речь идет не о генетически заложенных, неосознанных аспектах деятельности. Напротив, такие инстинкты формируются в определенном социокультурном контексте под воздействием таких институтов, как обычаи, традиции, нормы поведения, принятые в данном обществе и закрепленные в форме законов, систем организаций и учреждений. Эти инстинкты в своей совокупности и определяют поведение человека. Как ведущие определяются следующие инстинктивные склонности:

  • инстинкт мастерства;
  • инстинкт праздного любопытства;
  • склонность к приобретательству;
  • родительский инстинкт;
  • эгоистические склонности;
  • и, наконец, собственно инстинкт привычки.

Эти инстинктивные склонности человека взаимоувязаны между собой и в своей совокупности определяют процесс воспроизводства человеческого капитала. Так, инстинкт любопытства отражает природную склонность человека познавать и исследовать мир вокруг себя. Следуя этому инстинкту, человек стремиться приобрести новые знания, опыт, развивать свои способности, тем самым накапливается и возрастает человеческий капитал. Большую роль в процессе воспроизводства человеческого капитала играет родительское чувство (материнский и отцовский инстинкты), заставляющее родителей заботиться о своих детях, в том числе вкладывать средства, инвестировать в повышение уровня их образования и здоровья.

В свою очередь, инстинкт мастерства выступает той побудительной силой, которая ставит цель наиболее эффективной реализации накопленного запаса человеческого капитала, и соответственно, его дальнейшего воспроизводства на качественно новом уровне, что обусловлено действием инстинкта любопытства, теми знаниями и информацией, которые человек приобретает об окружающем мире предметов и явлений.

Традиции, обычаи, лежащие в основе инстинктов, ограничивают набор альтернатив, из которых человек может выбирать, то есть в известном смысле подавляют развитие человека и воспроизводство человеческого капитала.