Финансирование системы образования

Важным аспектом анализа структуры инвестиций в человеческий капитал является выявление соотношения между различными ступенями процесса накопления человеческого капитала. Как известно, велико различие в объеме средств, направляемых на финансирование начального и высшего звена системы образования. Причем большое влияние на величину этого разрыва оказывает уровень экономического развития государства.

Очень высокую стоимость высшего образования в развивающихся странах по отношению к начальному образованию, в свою очередь негативно отражается на экономическом развитии этих государств, ставит перед ними серьезные проблемы, особенно в периоды экономического спада и сокращения доходов, поскольку на финансирование обучения немногочисленных студентов в системе высшего образования направляется слишком большая доля бюджета.

Вместе с тем, уровень дохода выпускника высшей ступени образования в России и прочих развивающихся странах практически не превышает доход работника, окончившего начальную школу. Если исходить из того, что доход, извлекаемый носителем человеческого капитала в процессе его реализации в производственной деятельности, отражает его реальную производительность, то следует признать, что сложившаяся ситуация выявляет явные диспропорции в процессе накопления человеческого напитала, заключающиеся в структурно нерациональном использовании средств.

При установлении приоритетности развития различных ступеней в структуре накопления человеческого капитала в системе образования следует учитывать отдачу от инвестиций в образование на каждой из этих ступеней для отдельного носителя человеческого капитала и для общества в целом.

Индивидуальная отдача равна сумме прямых затрат на приобретение образования и отношения прироста дохода после налогообложения, связанного с приобретением образования к упущенному доходу, связанному с отказом получить доход на период учебы.

Социальная отдача равна сумме совокупных затрат общества на образование и отношения прироста дохода до налогообложения, связанного с ростом уровня образования к упущенному доходу для общества, связанного с недопроизводством национального дохода.

Нормы отдачи второй ступени образования в России и с точки зрения самого носителя человеческого капитала, и с точки зрения общества в целом отрицательные, поскольку в последнее время получение образования бессмысленно ввиду его обесценивания и невозможности применения, положительные внешние эффекты, связанные с приобретением образования, которые не могут быть количественно исчислены отсутствуют.

Отдача от начального образования выше. В значительной мере это связано с тем, что учащиеся этой ступени образования еще не достигли трудоспособного возраста, а значит в общую величину их издержек не включается упущенный доход. Кроме того, объективно стоимость обучения в высшей школе всегда выше затрат, связанных с обучением в начальной школе.

При распределении инвестиций внутри системы образования особое внимание следует уделить развитию начальной ступени обучения. Особенно это актуально для развивающихся стран с массовой неграмотностью населения, где, исходя их нормы отдачи инвестиций в развитие разных ступеней системы образования, с экономической точки зрения вложения в начальное образование для общества в целом более эффективны и должны иметь наибольший приоритет в государственных планах развития.

Что касается промышленно развитых государств, то здесь, при полном удовлетворении потребности в образовании начальной ступени, большее значение должно уделяться развитию среднего уровня системы образования и высшему звену, что обусловлено требованиями современного инновационного производства. Таким образом, приоритеты в распределении инвестиций внутри системы накопления человеческого капитала должны регулироваться нормой отдачи таких вложений, которые в свою очередь определяются уровнем развития государства.