fbpx

Частные инвестиции

Реалии экономического развития ведущих индустриальных стран мира свидетельствуют, что государственная политика, направленная на обеспечение воспроизводства человеческого капитала и качества экономического роста, проводится в жизнь, как правило, при довольно значительном финансовом, организационном и ином участии предпринимателей и иных социальных институтов общества. Поэтому, используя позитивный опыт этих стран, российские государственные органы на деле должны реализовать механизм льготного налогообложения учреждений социальной сферы как государственного, так и негосударственного сектора, а также шире использовать налоговые льготы, делающие экономически выгодными для инвесторов вложение части имеющихся в их распоряжении средств в накопление человеческого капитала.

Этим государство, с одной стороны, снимает с себя часть бремени, связанного с инвестированием в человеческий капитал, поощряя частных инвесторов, а с другой - стимулируя накопление человеческого капитала, государство создает условия для роста национального производства, а, следовательно, и налогооблагаемой базы в будущем.

Например, льготному налогообложению или полному освобождению от уплаты налогов должны подлежать средства предприятий, направляемые ими на обучение и переобучение своих работников, охрану и укрепление их здоровья, научные разработки, сохранение накопленного научного потенциала, а также в учреждения системы образования, здравоохранения, культуры в форме благотворительной помощи.

В развитых странах государство освобождает от налогов средства, инвестируемые подобным образом. Во Франции, например, с фирм взимается налог на цели ученичества в размере 0,6% фонда заработной платы, от которого временно фирма может быть освобождена, если инвестирует средства в профессионально-технические учебные заведения в том же объеме. К сожалению, в России развитие благотворительной деятельности сдерживается недостатками проводимой налоговой политики. Так, на благотворительные цели в целом согласно законодательству разрешено направлять только до 5% налогооблагаемой прибыли, что явно недостаточно и сдерживает развитие этого источника.

Кроме того, предоставляя налоговые скидки, государство может стимулировать фирмы принимать на работу молодых людей, не имеющих профессионального опыта, а также молодых специалистов сразу после окончания учебного заведения. Использование таких налоговых льгот позволит отчасти решить проблему молодежной безработицы, давая возможность молодым специалистам и лицам, не имеющим профессионального опыта, приобрести практический опыт в выборной сфере деятельности и реализовать накопленный полезный потенциал.