fbpx

Ловушка развития

Мы воспитаны и живем в культуре, в рамках которой важно быть успешным. Критерии успешности при этом могут быть разные: это и богатство, и имя или репутация, и рост возможностей, и творческая самореализация.

Конечно, любое движение вверх связано с преодолением препятствий и барьеров, и на определенном уровне обязательно останавливается, причем для подавляющего большинства намного раньше, чем этого бы хотелось.

Причины этой остановки могут быть разные. Иногда она связана с достижением предела способностей и талантов, то есть такого уровня, преодолеть который человек просто не способен. У каждого есть свой предел. Иногда остановка связана с тем, что у человека заканчиваются силы и здоровье, растраченные на предыдущих этапах. Иногда она связана с явным активным сопротивлением, по тем или иным причинам, оказываемым окружением. А иногда с проявлением действия той или иной внешней непреодолимой силы.

Но бывает и так, что человек еще явно не исчерпал свой потенциал, постоянно учится и вообще держит себя в тонусе, не имеет явных врагов и находится в ситуации, богатой возможностями, и, тем не менее, его движение вверх, к которому он по-прежнему прилагает много усилий, как будто упирается в "стеклянный потолок".

Как правило, речь идет о вполне успешных менеджерах. Они начинали свой путь "с низов", много и упорно работали. Благодаря своему трудолюбию, упорству и постоянному обучению, они наращивают свои компетенции, управляют деятельностью все большего масштаба, продвигаются по карьерной лестнице.

Затем неожиданно для себя упираются в невидимую преграду: их предложения по развитию деятельности отклоняются, а задачи следующего масштаба сложности отдаются не им. Они чувствуют, что нарастает какое-то недопонимание с представителями следующего уровня иерархии, причина которого остается не ясна.

Попытки изменить ситуацию за счет смены места работы на время отодвигает, но не устраняет проблему. Они привычно надеются решить ее за счет прохождения "еще одного" обучения, но и обучение, которое ранее всегда выручало, не помогает. "Стеклянный потолок" становится непонятной непреодолимой реальностью.

Вот некоторые объединяющие черты управленцев, переживающих экзистенциальный кризис:

  • Все они с самого начала двигались по своей карьерной лестнице самостоятельно. Как правило, это были выходцы из простых семей, в которых в старших поколениях не было образованных управленцев высокого уровня.
  • Все они надеялись только на себя, делали ставку на собственные способности и компетенции, а не, например, связи, их выстраивание и поддержку.
  • Все они уперлись в "стеклянный потолок" в момент попытки смены деятельности с устоявшимся понятным для них функционалом, на деятельность, связанную с принятием решений стратегического уровня.

Напрашивается вывод, что встреча со "стеклянным потолком" свидетельствует о том, что человек в своем карьерном и иерархическом росте подошел к особой точке:

  • При пересечении этой точки меняются требования к претендентам на управленческие позиции.
  • Привычный способ продвижения по карьерной лестнице неприменим, в то время как сам управленец продолжает реализовывать именно его.
  • Горечь поражения управленец залечивает прохождением "еще одной" образовательной программы, попадая в "ловушку развития".

Дело в том, что "ловушка развития" заложена в самом устройстве большинства компаний и учреждений. На нижнем и среднем этажах управление в них, как правило, носит "технический" характер и сводится к наведению и поддержанию порядка, к администрированию деятельности, логически определенной и понятной, а также имеющей выстроенные, формализованные и описанные (в учебниках) образцы.

От кандидата в менеджеры на этом уровне требуется способность разобраться в устройстве деятельности и качественно планировать, организовывать и контролировать ее правильное функционирование. Управленческих мест на этом уровне управления относительно много. Особых требований, кроме общих способностей, образования и некоторого минимального руководящего опыта, к кандидатам на начальных этапах карьеры часто не предъявляется.

Именно на этом уровне и начинали управленцы, на примере которых нам удалось увидеть феномен "ловушки развития". Они занимали руководящие позиции, потому что по своим общим способностям и образованию могли решать типовые управленческие задачи. Они росли на этом уровне, потому что много работали, много учились и правильно выстраивали свою деятельность и деятельность своих подчиненных. Это сделало их, с одной стороны, востребованными на этом уровне управления, а с другой стороны, одними из многих - тех, кто проходил такое же обучение и имеет опыт решения таких же типовых задач, а значит их легко заменить.

Но выше этого уровня управления лежит другой уровень - уровень "высшей лиги", на котором принимаются важные стратегические решения. Управление на этом уровне не носит технический характер и связано не столько с правильным администрированием, сколько с разрешением проблемных ситуаций. Мест в высшей лиге мало, конкуренция за них жестче.

Для попадания в "высшую лигу" недостаточно быть знающим и компетентным (как многие), нужно быть уникальным. Соответственно, пропуском на этот уровень являются не столько дипломы и послужной список, сколько индивидуальный системный ситуационный подход, в основе которого способность применения совокупности теории и практики.

Попытка прорваться в "высшую лигу" за счет получения еще одного образования скорее будет свидетельствовать о том, что претендент не понимает, куда он пытается попасть. И на этот уровень его либо не пустят, либо пустят, но ненадолго.

Появление "стеклянного потолка" в жизни конкретного менеджера говорит о том, что:

  • Дальнейший рост требует от него не столько способности включаться в эффективную реализацию типовых функций в управленческой иерархии, сколько способности видеть, структурировать и решать нетиповые задачи;
  • Попытки управленца пробить "стеклянный потолок" за счет прохождения еще одной образовательной программы, скорее всего, приведут к потере времени и загонят его в "ловушку развития".
  • Принимающие карьерные решения, как правило, очень хорошо понимают, что для решения актуальных проблемных ситуаций, этот менеджер не годится, и продолжают нагружать его техническими управленческими задачами (в которых он по-прежнему хорош), тем самым загоняя его в "ловушку развития".

Столкновение со своим "стеклянным потолком" - важный этап в становлении профессионального управленца. Оно дает ему повод провести ревизию своей картины мира и собственной компетентностной оснащенности. Повод критически взвесить, что из имеющегося "снаряжения" стоит взять с собой, а что нужно оставить в прошлом, как отслужившее свою добрую службу и, самое главное, мешающее двигаться выше.

Чтобы подготовиться к преодолению "стеклянного потолка", необходимо начать играть по новым правилам:

  • Нужно перестать коллекционировать дипломы и сертификаты. Разумеется, речь не идет о полном отказе от обучения, но нельзя рассматривать его как единственный ответ на необходимость собственного развития.
  • Нужно перестать все время пытаться внедрять "коробочные" решения и инструменты. Под этим подразумеваются попытки стандартизировать ситуации и подогнать их под уже имеющийся опыт.
  • Работа над задачами "со звездочкой" позволит вам получить необходимые опыт, компетенции и репутацию, избавиться от лишних, устаревших установок, преодолевая неизбежное сопротивление изменениям.
  • Нужно начать рефлексировать и коллекционировать собственный опыт поиска таких решений, совершенствуя и оттачивая его. У вас появится ценный для любого управленца навык осознания и присвоения полученного опыта.
  • Наконец, нужно отказаться от перфекционизма и принять, что сложные задачи быстро не решаются, и способность нахождения таких решений не формируется за один день.

В результате напряженной работы над собой управленец может вырастить собственную уникальность, создать тем самым свой "голубой океан" и уйти из "океана красного", в котором остается большое количество опытных, образованных, но таких похожих друг на друга и поэтому легко заменимых руководителей.

Разумеется, это не просто, но ничего невозможного на этом пути нет. Мозг не выбирает. Он подчиняется выбору исходя из взгляда на мир, в котором уже находится подсознание... На сколько потенциальна ваша картина мира?

feat. Ольга Семенова, Роман Кукшинов.