Бренд-менеджер - это специалист, который отвечает за узнаваемость бренда. Он разрабатывает стратегии донесения ценности и значимости продукта до покупателя, ищет нетривиальные решения и каналы для продвижения.
Бренд-менеджер - это незаменимый человек в компании. Именно он связывает бизнес с покупателями через разные каналы коммуникации. Он хорошо понимает, как, когда и на какие темы разговаривать с клиентами, как доносить преимущества продукта, как бренд выглядит в глазах потребителей и кому он потенциально интересен. Бренд-менеджер создает правильные ассоциации и делает так, чтобы бренд вызывал эмоции. Маргарита Макжанова.
Несмотря на то что профессия для России не новая, конкретный функционал бренд-менеджера может отличаться от компании к компании. Ни одна крупная компания в мире не обходится без бренд-менеджера.
В некоторых организациях бренд-менеджер подчиняется непосредственно топ-менеджменту и реализует гибридный функционал. Если корпорация крупная и ей принадлежит большое число брендов, то обычно за каждым из них стоит свой бренд-менеджер.
Ключевая задача бренд-менеджера - управлять присутствием бренда в информационном пространстве как с точки зрения смыслов, так и с точки зрения каналов распространения информации и используемых форматов. Екатерина Мовсесян.
Роль бренд-менеджера в управлении креативными проектами, направленными на развитие бренда, чаще всего связана с проектным управлением в контуре маркетинговой стратегии.
Чем занимается бренд-менеджер.
Функции специалиста разнообразны, но все они направлены на работу с узнаваемостью продукта, товара или услуги.
1. Сохранение узнаваемости бренда.
Бренд-менеджеры несут ответственность за то, чтобы продукты или услуги находили отклик у текущих и потенциальных клиентов. Если это новый проект, специалисты начинают работу с обсуждения с основателями компании ценности бренда или продукта.
2. Исследование потребностей целевой аудитории.
Построение бренд-стратегии не обходится без изучения целевой аудитории, ее сегментации, анализа рынка и конкурентов, понимания принципов ценового позиционирования. Способность работать с большими массивами информации, уметь обрабатывать и интерпретировать данные - необходимый навык для каждого бренд-менеджера.
3. Разработка стратегий для позиционирования бренда.
Бренд-менеджеры пользуются различными каналами для продвижения. Нативная реклама, рекламные ролики в интернете, социальные сети, сайт, посадочные страницы, презентации - все это лишь инструменты для рекламных кампаний.
4. Управление репутацией.
Одна из ключевых задач бренд-менеджера - создать и сохранить правильный образ бренда в сознании потребителя. Специалисты также реагируют на изменения рынка, корректируют "поведение" бренда, активность и тон рекламных компаний в зависимости от настроения покупателей, общемировых изменений.
5. Работа с другими отделами компании.
Бренд-менеджер участвует в разработке бизнес- и маркетинговой стратегий, а также коммуницирует с целевой аудиторией. Благодаря этому удается создавать сложные и запоминающиеся рекламные кампании, эффективно развивающие бренд.
Навыки бренд менеджера.
Аналитические способности: работа с сервисами по сбору данных, анализ информации о бренде, аудитории, продаже. Понимание, как можно изменить стратегию, чтобы увеличить нужные показатели.
Коммуникабельность: по большей части это кросс-командная работа с различными функциями, а также постоянное взаимодействие с подрядчиками и агентствами.
Креативность: разработка стратегий продвижения, поиск нестандартных решений. Бренд-менеджер не обязан делать рекламу самостоятельно, но он должен говорить на одном языке с дизайнерами, SMM-специалистами.
Лидерские качества: умение разобраться в ситуации, выслушать разные точки зрения, организовать команду, контролировать процессы на разных этапах.
Нужно понимать, что бренд-менеджер - это не изобретение последнего времени и не новая профессия, о которой никогда ранее не слышали на рынке. Эта специальность сочетает маркетинг, продакт-менеджмент, креатив и брендинг. С одной стороны, необходимо выполнять все задачи, связанные с разработкой и созданием бренда, с другой - обеспечивать его дальнейшее продвижение и проводить оценку эффективности всех каналов, которые были для этого задействованы. Анна Наумова.
Универсальность бренд-менеджера - это одновременно и плюс, и минус. Специалист должен хорошо разбираться во всех сферах маркетинга, пусть и не на максимально возможном уровне. Проблема заключается в том, что универсальность часто может приводить к расфокусу и потере результативности. Поэтому для бренд-менеджера важно не только видеть потенциал, который, как правило, есть во всех направлениях его деятельности, но и уметь грамотно расставлять приоритеты, чтобы, сконцентрировавшись только на одном аспекте, не допустить ослабления остальных.