Реально должен быть задействован механизм кредитования накопления человеческого капитала, в том числе путем предоставления студенческих займов заинтересованным лицам, условия выдачи и срок погашения которых определяются государственным договором о предоставлении займа и учитывают материальное положение и уровень доходов семьи.
Такие займы могут носить возвратный, льготный и безвозвратный характер. Причем в последнем случае студенческие займы, обеспеченные системой стипендиального обеспечения, поскольку речь идет о распределении бюджетных средств. Вместе с тем, существенное различие указанных форм государственного регулирования инвестиционного процесса в сфере воспроизводства человеческого капитала заключается в том, что при пользовании безвозвратным кредитом человек может оказывать определенное экономическое влияние на уровень и качество накопления производительных способностей, активно участвуя в реальных рыночных отношениях.
Распространение системы кредитования приобретения образования связано с высокой прибыльностью образования для большинства студентов, а потому общество не должно брать на себя оплату его полной стоимости. Это целесообразно делать лишь в том случае, если обучающиеся будут впоследствии по окончании учебы заняты на государственной службе. Причем для государственных служб управления местного значения, муниципальных предприятий целесообразно оплачивать подготовку специалистов за счет средств бюджетов территорий, а за счет федерального бюджета следует обучать специалистов для деятельности в сфере фундаментальной науки, федеральных органов управления и на государственных предприятиях.
Реализация такой сферы должна быть основана на соответствующем нормативном обеспечении, регулирующим заключение договоров между учебными заведениями, с одной стороны, предприятиями, органами государственного управления, с другой, и самим обучающимся, с третьей. Такие договора должны предусматривать наделение конкретного выпускника конкретным рабочим местом, на котором он должен отработать установленный период времени, а также определенные финансовые санкции, которые последуют в случае нарушения одной из сторон своих обязательств.
В иных случаях оплата стоимости образования должна быть возложена на самого обучающегося через систему долгосрочного кредитования.
Это, с одной стороны, обеспечит самостоятельный выбор человеком направления воспроизводства собственного человеческого капитала соразмерно собственным склонностям и интересам, а с другой - стимулирует качественное накопление человеческого капитала. Кроме того, кредитование инвестиций в человеческий капитал обеспечивает целевое расходование средств и их рациональное использование, а также позволяет контролировать отдачу на вложенные средства. Так, в целях стимулирования занятости в определенных сферах и секторах экономики государство может ставить условия, что при погашении займа в течение нескольких лет после окончания учебы заемщик должен отработать в указанной области.
Кроме бюджетных средств, студенческие займы могут быть профинансированы за счет средств коммерческих банков, но под правительственные гарантии, что сейчас и происходит в МГУ, МФТУ имени Баумана. Это расширит возможности финансирования инвестиций в человеческий капитал, снижая рискованность таких операций для банка.