fbpx

Финансирование системы образования

Важ­ным ас­пек­том ана­ли­за струк­ту­ры ин­ве­сти­ций в че­ло­ве­че­ский ка­пи­тал яв­ля­ет­ся вы­яв­ле­ние со­от­но­ше­ния между раз­лич­ны­ми сту­пе­ня­ми про­цес­са на­коп­ле­ния че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла. Как из­вест­но, ве­ли­ко раз­ли­чие в объ­е­ме средств, на­прав­ля­е­мых на фи­нан­си­ро­ва­ние на­чаль­но­го и выс­ше­го звена си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния. При­чем боль­шое вли­я­ние на ве­ли­чи­ну этого раз­ры­ва ока­зы­ва­ет уро­вень эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия го­су­дар­ства.

Очень вы­со­кую сто­и­мость выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния в раз­ви­ва­ю­щих­ся стра­нах по от­но­ше­нию к на­чаль­но­му об­ра­зо­ва­нию, в свою оче­редь нега­тив­но от­ра­жа­ет­ся на эко­но­ми­че­ском раз­ви­тии этих го­су­дарств, ста­вит перед ними се­рьез­ные про­бле­мы, осо­бен­но в пе­ри­о­ды эко­но­ми­че­ско­го спада и со­кра­ще­ния до­хо­дов, по­сколь­ку на фи­нан­си­ро­ва­ние обу­че­ния немно­го­чис­лен­ных сту­ден­тов в си­сте­ме выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния на­прав­ля­ет­ся слиш­ком боль­шая доля бюд­же­та.

Вме­сте с тем, уро­вень до­хо­да вы­пуск­ни­ка выс­шей сту­пе­ни об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии и про­чих раз­ви­ва­ю­щих­ся стра­нах прак­ти­че­ски не пре­вы­ша­ет доход ра­бот­ни­ка, окон­чив­ше­го на­чаль­ную школу. Если ис­хо­дить из того, что доход, из­вле­ка­е­мый но­си­те­лем че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла в про­цес­се его ре­а­ли­за­ции в про­из­вод­ствен­ной де­я­тель­но­сти, от­ра­жа­ет его ре­аль­ную про­из­во­ди­тель­ность, то сле­ду­ет при­знать, что сло­жив­ша­я­ся си­ту­а­ция вы­яв­ля­ет явные дис­про­пор­ции в про­цес­се на­коп­ле­ния че­ло­ве­че­ско­го на­пи­та­ла, за­клю­ча­ю­щи­е­ся в струк­тур­но нера­ци­о­наль­ном ис­поль­зо­ва­нии средств.

При уста­нов­ле­нии при­о­ри­тет­но­сти раз­ви­тия раз­лич­ных сту­пе­ней в струк­ту­ре на­коп­ле­ния че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла в си­сте­ме об­ра­зо­ва­ния сле­ду­ет учи­ты­вать от­да­чу от ин­ве­сти­ций в об­ра­зо­ва­ние на каж­дой из этих сту­пе­ней для от­дель­но­го но­си­те­ля че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла и для об­ще­ства в целом.

Ин­ди­ви­ду­аль­ная от­да­ча равна сумме пря­мых за­трат на при­об­ре­те­ние об­ра­зо­ва­ния и от­но­ше­ния при­ро­ста до­хо­да после на­ло­го­об­ло­же­ния, свя­зан­но­го с при­об­ре­те­ни­ем об­ра­зо­ва­ния к упу­щен­но­му до­хо­ду, свя­зан­но­му с от­ка­зом по­лу­чить доход на пе­ри­од учебы.

Со­ци­аль­ная от­да­ча равна сумме со­во­куп­ных за­трат об­ще­ства на об­ра­зо­ва­ние и от­но­ше­ния при­ро­ста до­хо­да до на­ло­го­об­ло­же­ния, свя­зан­но­го с ро­стом уров­ня об­ра­зо­ва­ния к упу­щен­но­му до­хо­ду для об­ще­ства, свя­зан­но­го с недо­про­из­вод­ством на­ци­о­наль­но­го до­хо­да.

Нормы от­да­чи вто­рой сту­пе­ни об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии и с точки зре­ния са­мо­го но­си­те­ля че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла, и с точки зре­ния об­ще­ства в целом от­ри­ца­тель­ные, по­сколь­ку в по­след­нее время по­лу­че­ние об­ра­зо­ва­ния бес­смыс­лен­но ввиду его обес­це­ни­ва­ния и невоз­мож­но­сти при­ме­не­ния, по­ло­жи­тель­ные внеш­ние эф­фек­ты, свя­зан­ные с при­об­ре­те­ни­ем об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рые не могут быть ко­ли­че­ствен­но ис­чис­ле­ны от­сут­ству­ют.

От­да­ча от на­чаль­но­го об­ра­зо­ва­ния выше. В зна­чи­тель­ной мере это свя­за­но с тем, что уча­щи­е­ся этой сту­пе­ни об­ра­зо­ва­ния еще не до­стиг­ли тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та, а зна­чит в общую ве­ли­чи­ну их из­дер­жек не вклю­ча­ет­ся упу­щен­ный доход. Кроме того, объ­ек­тив­но сто­и­мость обу­че­ния в выс­шей школе все­гда выше за­трат, свя­зан­ных с обу­че­ни­ем в на­чаль­ной школе.

При рас­пре­де­ле­нии ин­ве­сти­ций внут­ри си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния осо­бое вни­ма­ние сле­ду­ет уде­лить раз­ви­тию на­чаль­ной сту­пе­ни обу­че­ния. Осо­бен­но это ак­ту­аль­но для раз­ви­ва­ю­щих­ся стран с мас­со­вой негра­мот­но­стью на­се­ле­ния, где, ис­хо­дя их нормы от­да­чи ин­ве­сти­ций в раз­ви­тие раз­ных сту­пе­ней си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния, с эко­но­ми­че­ской точки зре­ния вло­же­ния в на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние для об­ще­ства в целом более эф­фек­тив­ны и долж­ны иметь наи­боль­ший при­о­ри­тет в го­су­дар­ствен­ных пла­нах раз­ви­тия.

Что ка­са­ет­ся про­мыш­лен­но раз­ви­тых го­су­дарств, то здесь, при пол­ном удо­вле­тво­ре­нии по­треб­но­сти в об­ра­зо­ва­нии на­чаль­ной сту­пе­ни, боль­шее зна­че­ние долж­но уде­лять­ся раз­ви­тию сред­не­го уров­ня си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния и выс­ше­му звену, что обу­слов­ле­но тре­бо­ва­ни­я­ми со­вре­мен­но­го ин­но­ва­ци­он­но­го про­из­вод­ства. Таким об­ра­зом, при­о­ри­те­ты в рас­пре­де­ле­нии ин­ве­сти­ций внут­ри си­сте­мы на­коп­ле­ния че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла долж­ны ре­гу­ли­ро­вать­ся нор­мой от­да­чи таких вло­же­ний, ко­то­рые в свою оче­редь опре­де­ля­ют­ся уров­нем раз­ви­тия го­су­дар­ства.