Профессиональные жесткие навыки (hard skills) ориентированы на конкретную деятельность - например, финансист должен уметь прогнозировать денежные потоки. Мягкие навыки (soft skills) связаны с личной эффективностью и взаимодействием с другими людьми, они мало зависят от рабочей специфики, но помогают строить карьеру в разных сферах. Если коротко, то именно мягкие навыки отличают хорошего профессионала от идеального. От специалиста с глубокими техническими знаниями мало толку, если он срывает сроки, конфликтует с коллективом и не умеет презентовать результаты работы.
Сотрудников нанимают за их жесткие навыки, а увольняют - за мягкие.
О важности мягких навыков для успешной карьеры говорят уже более ста лет. Фонд Карнеги еще в 1918 году провел исследование (A Study of Engineering Education by Charles Riborg Mann, The Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching, 1918 г.) и показал, что успешность работы инженерных кадров на 85% зависит от хорошо развитых "общечеловеческих" навыков и лишь на 15% - от технических. Более поздние изыскания подтверждают эти данные. Например, исследование Мичиганского университета 2017 года говорит о том, что обучение мягким навыкам приводит к росту производительности сотрудников на 12%. А в отчете Korn Ferry Institute 2018 года сделан вывод, что лидеры с развитым эмоциональным интеллектом повышают результативность работы своей команды на 30%.
Тот факт, что общечеловеческие навыки дополняют профессиональные, эксперты выяснили более ста лет назад, однако сам термин soft skills появился в конце 1960-х годов в американской армии. Так стали называть любой навык, который не нужен для использования техники, но помогает управлять командами, мотивировать солдат и побеждать в сражениях. Речь шла о социальных навыках, и в 1968 году армия США официально представила учебную доктрину, известную как "Системная инженерия обучения", а с 1972-го "мягкие навыки" стали широко использоваться в учебных инструкциях.
Со временем soft skills начали учитывать при подготовке менеджеров, и их развитие вошло в учебные планы ведущих бизнес-школ и корпоративных университетов по всему миру. Базовые дисциплины программы MBA (маркетинг, стратегия, финансы и т. д.) были дополнены курсами по лидерству, переговорам, коммуникациям, работе в команде. С каждым годом значимость мягких навыков в управленческой деятельности увеличивается, так как они позволяют менеджеру быть эффективным в разных бизнесах и культурах, быстро адаптироваться при переходе в новую компанию или отрасль, переезде в другую страну.
В 2021 году был сделан важный шаг к систематизации мягких навыков. McKinsey Global Institute опросил 18 тыс. респондентов в 15 странах и разделил все мягкие навыки на четыре большие категории.
1. Когнитивные навыки: критическое мышление, коммуникация, ментальная гибкость, способность планировать свою работу.
2. Навыки межличностного взаимодействия: эффективная работа в команде, организационная мобильность, способность выстраивать отношения.
3. Цифровые навыки: цифровая грамотность ("цифровое гражданство"), использование и разработка цифровых решений, общее понимание работы цифровых систем.
4. Лидерство и личностное развитие: осознанность и способность управлять собой, предпринимательство, достижение целей.
Топ-10 самых востребованных навыков (по версии Всемирного экономического форума)
2015 | 2020 | 2025 | |
1 | Решение сложных проблем | Решение сложных проблем | Аналитическое мышление |
2 | Взаимодействие с людьми | Критическое мышление | Активное обучение |
3 | Управление людьми | Креативность | Решение сложных проблем |
4 | Критическое мышление | Управление людьми | Критическое мышление |
5 | Переговоры | Взаимодействие с людьми | Креативность |
6 | Контроль качества | Эмоциональный интеллект | Лидерство и влияние |
7 | Ориентация на сервис | Принятие решений | Использование технологий |
8 | Принятие решений | Ориентация на сервис | Программирование |
9 | Активное слушание | Переговоры | Стрессоустойчивость |
10 | Креативность | Интеллектуальная гибкость | Рассудительность |
В работе McKinsey Global Institute, как во многих других исследованиях, неизменно повторяются две категории: "когнитивные навыки" и "навыки межличностного взаимодействия". Однако появились и две новые категории, которым раньше уделяли гораздо меньше внимания: "цифровые навыки" и "личностное развитие".
feat. hbr-russia.ru.