Группы управленческих ошибок

Управленческие иллюзии.

Это самая опасная группа ошибок, так как они влияют на всё, что делает руководитель. По сути, это шоры на глазах руководителя, или очки, через которые он смотрит на мир.

Примеры управленческих иллюзий:

  • Все проблемы в подчинённых (со мной всё в порядке).
  • Раз сейчас (десять лет) всё хорошо - всё так и будет.
  • Только с лояльными лично мне людьми я смогу построить работу.
  • Все работают только за деньги (нематериальная мотивация - полная ерунда).
  • Все хотят меня подсидеть. Кругом враги.

Сделать что-либо с иллюзиями самому сложно. Обычно они болезненно разбиваются в каких-то форс-мажорных ситуациях или же прорабатываются со специалистом. Впрочем, некоторые руководители умудряются жить с иллюзиями десятилетиями.

Предубеждения руководителя.

Это уже более мелкие установки, которые обычно расшифровывают иллюзии.

Примеры предубеждений (установок):

  • Управлять можно только через крик.
  • Мне нужно лично участвовать в отборе каждого сотрудника.
  • Мне нужно знать всё, вплоть до мелких задач линейных сотрудников.
  • Если у меня кто-то уволился - я плохой руководитель.
  • Делегировать опасно, лучше сделаю сам.

Установки можно поймать через повторяющиеся ситуации, например, коллектив меняется, а проблемы остаются, но проработать их одному весьма сложно. Как минимум, нужна обратная связь от окружающих.

Вредные привычки.

Это уже конкретные действия, которые руководитель за собой чаще всего не замечает.

Примеры вредных привычек:

  • Только ругает за ошибки, а достижения не замечает.
  • Грузит на того, кто везёт.
  • Всё время назначает авральные сроки ("вчера!").
  • Переходит на личности.
  • Легко "ведётся" на нытьё и другие манипуляции.

Если привычка распознана как вредная, её можно проработать, внедряя вместо неё полезную привычку. Безусловно, придется решить вопрос самодисциплины.

Неумения и незнания.

Либо руководителю не хватает информации, либо он в теории знает, как правильно, но нет практики применения.

Примеры неумений и незнаний:

  • Не знает мотивы сотрудников.
  • Не умеет ставить задачи.
  • Не знаком с бизнес-процессами.
  • Не умеет расставлять приоритеты.
  • Не знает, как решить конфликт.

Восполнить пробелы незнания и неумения значительно проще, чем справиться с предыдущими группами ошибок.

feat. А.И. Пригожин.