fbpx

Манипуляции массовым сознанием

Для начала заметим, что манипуляция массовым сознанием осуществляется при помощи СМИ и маркетинговых технологий. К основным средствам манипуляции СМИ можно отнести следующие:

Конструирование информационных сообщений из обрывков фраз. Смысл в том, чтобы собрать из отдельных частей разных сообщений (вполне вероятно, правдивых), поступивших от одного источника (человека, компании, организации, государства) новое сообщение, не имеющее отношения к действительности.

Бесконечное повторение. Здесь все банально и просто - чем чаще повторяется одно и то же сообщение из разных каналов, тем больше вероятность внедрить его в сознание людей. А уже после того как информация достигла цели, она начинает отражаться на мыслях, мнениях и действиях.

Замалчивание ненужной информации через переключение внимания. В действие вступает один из главных принципов СМИ, согласно которому неудобных фактов не существует. Чтобы не дать людям увидеть объективное положение вещей, СМИ бомбардируют общественность множеством отвлекающих сообщений.

Метод абсолютной лжи. Даже самая неправдоподобная информация преподносится людям в удобоваримой форме и с максимальной уверенностью. В результате этого у людей просто не возникает сомнений в том, что она может оказаться неправдой, и отвергать ее просто глупо.

Что касается маркетинговых манипуляций, то они не менее изысканны. Упор делается на человеческие инстинкты, желания, потребности и реакции. Как правило, маркетологи и рекламщики прибегают в работе к таким уловкам:

Стадный инстинкт. Метод эффективен для воздействия на людей, которые не имеют своей ярко выраженной позиции по какому-то вопросу. Принимая решения, такие люди ориентируются на поведение лидеров, авторитетных лиц, кумиров или толпы. Поэтому, преподнося информацию, рекламщики и маркетологи всячески показывают, что посыл сообщения разделяют выдающиеся или известные личности, а также основная масса населения.

Ограничение во времени. Это общеизвестный метод воздействия на сознание, ориентированный на страх человека упустить прекрасную возможность. Суть его в том, что сообщение указывает на ограниченность во времени какого-то предложения, и чтобы успеть "взять быка за рога", нужно принимать решение в ближайшее время.

Акцент на желаниях и комплексах. Преподносимая информация действует на болевые точки людей, эксплуатируя их страхи (страх одиночества, страх быть нелюбимым или некрасивым, страх неудач и т.д.) В итоге реклама формирует конкретные реакции, позволяющие повышать продажи необходимого товара или услуги.

Групповое подкрепление. Метод, ориентированный на изменение убеждений людей. В нем пересекаются методы бесконечного повторения и стадного инстинкта. Постоянно повторяя какое-либо убеждение (не обязательно истинное), рекламщики добиваются его запечатления в сознании масс. Главное условие - информация должна быть рассчитана на представителей конкретных социальных групп, разделяющих конкретные идеи.

В дополнение к перечисленным методам рекламщики и маркетологи используют для воздействия на общественность склонность людей к конформизму и следованию за кумирами, демонстрируют результаты от использования товаров и услуг (разделения каких-то идей), применяют методы социального доказательства, ложной альтернативы и множество других.

Уже давно научно доказано, что массовое сознание и общественное мнение прекрасно поддаются "дрессировке". А результаты мы можем увидеть, просто включив телевизор, посмотрев или почитав новости, выйдя на улицу и оглядевшись по сторонам. Мода, тенденции, тренды, интересы и потребности людей, в особенности молодежи - явное доказательство мощи манипуляций рекламы и СМИ.

Чтобы сохранить свою индивидуальность, остаться самим собой и не попасть под влияние манипуляторов массовым сознанием, необходимо соблюдать несколько базовых принципов техники безопасности:

  • ограничьте поток поступающей рекламной информации и информации, преподносимой СМИ;
  • старайтесь использовать Интернет и телевидение только для получения нужной информации;
  • сохраняйте хладнокровие - не воспринимайте новости и рекламу слишком эмоционально;
  • оценивайте факты трезво - такими, как они есть, а не такими, как их преподносят (помните, что информация часто утрируется и видоизменяется);
  • учитесь распознавать попытки эмоционального воздействия на свое сознание со стороны рекламы и СМИ;
  • всегда проверяйте достоверность полученной информации, пользуясь дополнительными источниками, сверяя факты, изучая разные мнения и точки зрения;
  • расширяйте кругозор и области своих знаний, чтобы не позволять вводить себя в заблуждение;
  • помните, что новости зачастую преподносятся так, чтобы создать у общественности конкретное видение проблемы, а оно не всегда соответствует действительности;
  • помните, что реклама чаще всего ставит перед собой единственную цель - увеличение продаж товаров и услуг, а их качество не всегда оказывается на высоте;
  • развивайте критическое мышление и всегда берите время на обдумывание того или иного решения.

Прекрасным способом оградить себя от всевозможных манипуляций является ведение здорового и сбалансированного образа жизни (это сделает вашу психику более устойчивой к стрессам и манипуляциям), сохранение осознанности при восприятии информации и общении с людьми. Также мы советуем вам чаще задумываться о том, что вы чувствуете, воспринимая ту или иную информацию, для чего принимаете то или иное решение. Эти вопросы помогут вам понять, не находитесь ли вы под влиянием манипуляций.