Value chain Майкла Портера

Помимо анализа внешних факторов, перед разработкой стратегии компания должна трезво оценить собственные сильные и слабые стороны. Этот анализ удобно проводить в формате "цепочки создания ценности".

Любой бизнес можно представить в виде совокупности процессов, формирующих ценность для клиента (первичные процессы), и процессов, не участвующих непосредственным образов в формировании ценности (вторичные процессы).

К первичным процессам можно отнести:

  • конструирование продукта;
  • закупку ресурсов;
  • производство продукта;
  • распределительную логистику;
  • продажи;
  • маркетинг;
  • сервис.

К вторичным процессам, выполняющим вспомогательную, обслуживающую функцию, можно отнести:

  • управление персоналом;
  • управление финансами компании;
  • учет;
  • юридическое обеспечение бизнеса;
  • информационные технологии и т.п.

Каждый процесс в цепочке создания ценности можно оценить по схеме "затраты - время - качество". Идеальный процесс - это процесс быстрый (своевременный), качественный и недорогой. Такому процессу по 10-балльной шкале можно поставить 10 баллов. Если тот или иной процесс в составе цепочки имеет ряд недостатков, то ему по результатам анализа ставится более низкий балл. 1 - 2 балла по 10-балльной шкале следует ставить тем процессам, которые являются одновременно некачественными, медленными (несвоевременными) и очень дорогими с точки зрения потраченных ресурсов.