Эффект доктора Фокса

Эффект доктора Фокса - психологический эффект, заключающийся в том, что прекрасная выразительность лектора может полностью завуалировать для обучающихся бесполезность и вымышленность всего материала лекции, при этом обучающимся будет казаться, что они действительно чему-то выучились.

Эффект получил своё название в 1970 году, когда в медицинской школе Калифорнийского университета был проведён эксперимент, где подготовленный актёр выступил с докладом под именем доктора Майрона Фокса. Содержание доклада было выдержано в научном стиле, однако доклад слабо относился к теме, был незаконченным и содержал противоречивые высказывания и неологизмы. Актёр, ничего не понимающий в теме доклада, выступил выразительно и ярко (экспрессивно), завоевав большие симпатии слушателей.

Открытие и объяснение подобного феномена дало множество возможностей, в частности, спекулятивного характера. Исходя из результатов экспериментов, стало понятно: можно добиться расположения аудитории вне независимости от того, какой смысл несет выступление. Слушателей можно с легкостью ввести в заблуждение касательно эффективности обучения и качества материла, достаточно лишь обладать высоким уровнем экспрессии и эмоциональности в процессе презентации.

Примеров того, как работает эффект Фокса, множество. Начиная от псевдо врачей и целителей в социальных сетях, профессиональных соискателей вакантных должностей до гуру тренингов и инфобизнеса. Все эти люди способны увлекать за собой, они кажутся яркими, интересными, необычными, и вы можете доверять им, даже не вникая в то, что зачастую, они несут полную чушь. Эффективность для "продавца" очевидна, для "покупателя" весьма сомнительна, кроме случаев, когда "покупатель" обман представляет условием эффективности.

Внимание фокусируется на презентации контента, но не на его содержании. Если человек слышит незнакомую для себя информацию, поверить в ее истинность гораздо легче, когда спикером выступает привлекательный, харизматичный человек. Поэтому, к примеру, настоящие ученые и врачи порой кажутся скучными и неинтересными, хотя говорят стоящие и значимые вещи.

Харизматичные ораторы могут развлекать аудиторию, но быть полезным и выдавать качественный контент - совершенно иной труд.