fbpx

За что должен отвечать гендиректор

Какие показатели должны входить в ключевые показатели эффективности генерального директора? Как рассчитать его зарплату? Редакция Executive.ru обратилась с этими вопросами к экспертам.

По каким критериям оценивать работу генерального директора?

1. Реализация стратегии.

Еще кризис 2008 года поднял проблему KPI руководства компаний, ведь именно это во многом и послужило причиной того кризиса. Тут можно вспомнить Лео Апотекера и то, как он буквально за один год уничтожил компьютерный бизнес HP, желая принести быстрый результат.

KPI CEO должна естественным образом быть связана с реализацией стратегии, а не с краткосрочными результатами. Нельзя делать тактические цели критерием для высшего руководства, причем это актуально для любого уровня и масштаба бизнеса.

Руководитель бизнеса должен иметь возможность реализовать долгосрочные проекты, которые по определению не могут принести быстрого результата, но именно этот результат даст компании конкурентные преимущества на рынке. KPI CEO должно включать пункты реализации стратегии, а также пункты касающиеся развития команды и ее компетентности.

2. Система управления.

Сейчас у нас очень популярно мотивировать персонал на основании KPI. KPI, и об этом говорили основоположники этого метода - Нортон и Каплан - это не система мотивации, это система управления. KPI должны определяться на основании стратегических целей компании.

Текущие показатели деятельности предприятия должны показывать на сколько сейчас компания приближается к достижению стратегических целей. А именно: на сколько продвинулись к этим целям, сколько ресурсов уже израсходовали и что будем делать в ближайшее время.

Разумно на это смотреть в классическом разрезе, который и предлагают основоположники метода:

  • Финансовый: в том числе уровень текущей ликвидности, выручки, стоимости компании;
  • Качество обслуживание клиентов: бенчмаркинг с другими компаниями на рынке, восприятие товаров клиентами, возможность быстрого изменения продуктовой линейки;
  • Бизнес-процессы: на сколько компания готова перестроить бизнес-процессы при изменении внешних условий, какова себестоимость продукции относительно принятой в компании;
  • И самый важный: на сколько компания достигла стратегических целей.

3. Финансовые показатели: прибыльность или рост выручки.

Важно понимать, что собственник бизнеса и генеральный директор - не всегда одно лицо. У них разные задачи и показатели. Обычно генеральный директор - наемный сотрудник. Он отвечает за прибыльность бизнеса и рост выручки.

Существует убеждение, что выплачивать бонусы генеральному директору, который занимается операционным управлением, необходимо за чистую прибыль. Но такое возможно только в идеальном мире.

Все бизнесы находятся на разной стадии. Например, одним нужен активный рост выручки, и они готовы некоторые время работать в минус или в ноль, чтобы достичь желаемого результата. Некоторым важен не столько рост, сколько прибыльность. От этих целей и выстраиваются KPI.

Если компания быстро растет, то EBITDA - прибыль компании до вычета процента по кредитам, налога на прибыль и амортизации по основным нематериальным активам - может быть вторичным показателем. В KPI должна закладываться разработка стратегии с вытекающими из нее финансовыми показателями.

Если владелец решает открыть новый филиал или создать новую линейку продуктов, то с чистой прибылью можно попрощаться. Эти критерии оценки работы директора будут непоказательными. По сути, статистика упадет, бонусы начислять будет не за что, но при этом управленец будет успешно выполнять стратегию, которую обозначил владелец.

Как рассчитать зарплату?

Найти грамотного управленца крайне тяжело. Если вы нашли такого человека, важно его удержать. Зарплата генерального директора зависит от масштаба бизнеса. Если это малый бизнес, то зарплата может быть до 300 тыс. руб., средний - 300-600 тыс. руб., крупный - от 600 тыс. руб. и выше. Главное помнить - административные расходы не должны превышать определенный процент от ежемесячного оборота.

Стандартная ошибка малого и среднего бизнеса - взять человека из большой корпорации, который может хорошо выстроить бизнес-процессы и процесс управления, но не умеет делать что-то руками. Для этого у вас должны быть высокоуровневые руководители других отделов и грамотные специалисты. Только тогда работа такого топ-менеджера будет эффективна.

Если у вас работает менее 150 человек, вы можете поискать специалиста с меньшей зарплатой, но главное - опытом работы в компании такого же размера.

Многие акционеры считают, что у генерального директора должен быть только один KPI - по прибыли. Некоторые добавляют дополнительный бонус за превышение плана по прибыли. Но генеральный директор отвечает не только за конечный результат, но и за всю операционную деятельность компании. Поэтому дополнительных показателей должно быть несколько, притом, они обязательно должны быть сбалансированы между собой.

Виды дополнительных KPI и их количество зависят от специфики рынка, деятельности и стратегических планов компании. Более того, они могут ежегодно корректироваться, с учетом текущей обстановки. Именно по дополнительным KPI можно оценивать работу генерального директора не раз в год, а поквартально, для более оперативного принятия решений.