Нам часто приходилось слышать расхожее выражение о том, что жизнь это движение. А что это дает нам в практическом плане? Любое ли движение нас устроит, чтобы чувствовать себя живыми? Только ли в движении дело или нам нужно что-то еще, что лежит за ним, то, для чего это движение совершается? Этот момент лаконично сформулировал Виктор Франкл: "Если знаешь зачем, можно преодолеть любое как".
Вопрос "зачем" позволяет раскрыть смысл совершаемых действий и, когда появляется ответ, движение становится не просто движением, подобным броуновскому, оно становится целенаправленным. Если опустить всякого рода высокопарные диспуты, целенаправленность и есть единственная и исчерпывающая характеристика жизни и живого, которая определяет развитие этой самой жизни.
Нужно заметить, что не только наличие личного смысла делает наши действия целенаправленными. Целеполагание это процесс и этот процесс имеет ряд этапов. Наличие смысла - это необходимое условие перехода желания в действие, мечты в реальность. Другими словами: мечта (желание) обретает смысл и преобразуется в действие (создание реальности). Можно их выразить в форме вопросов: "что я хочу?", "зачем мне это?", "как я это получу?". Сложности могут возникнуть в любом из звеньев и чтобы их преодолеть, полезно знать, где именно они возникают.
Сергей Головин определяет цель как осознанный образ предвосхищаемого результата. Николай Бернштейн называет целью образ потребного будущего. В такой формулировке четко видна направленность, наличие некоторой точки, отстоящей от нас во времени и пространстве. Назовем эту точку точкой "Б". Раз есть точка "Б", в которую требуется попасть, значит, есть точка "А", из которой начинается движение. Это идеальный вариант, при котором мы точно знаем, где находимся в данный момент, куда нам хочется из этого места попасть, и где это находится, сколько нужно идти и какие ресурсы необходимо затратить. При таком положении легко оценить стоит ли точка "Б" тех ресурсов, которые потребуются для ее достижения или лучше двигаться, скажем, в точку "В".
Идеально бывает далеко не всегда. Чаще всего мы не знаем, где точка "Б" или нам кажется, что эту конкретную точку "Б" выбрали не мы, иногда мы не совсем честны перед собой относительно точки "А", а это значит, что мы не имеем опоры, но мы все равно движемся, ведь жизнь это движение, и тратим при этом ресурсы. В результате мы все время оказываемся там, где быть не хочется. Точнее, иногда оказываемся там, где быть хочется, но это воспринимается как случайность или везение, благоприятное стечение обстоятельств. А затем возникает черная полоса и тоже, как бы сама собой.
Проблема в том, что вместо будущего случается следующее настоящее, которое мы снова не можем принять, потому что снова будем сравнивать его с тем воображаемым, и не факт, что нашим будущим, ради которого мы готовы действовать вопреки своей совести и принципам или интересам близких людей.
Если то, что с нами происходит, соответствует нашему воображаемому будущему, мы радуемся, если нет, мы огорчаемся. А если нам кажется, что наше воображаемое будущее оказывается под угрозой, мы готовы на многое, чтобы его защитить. Готовы ли?
Будущее иллюзорно, потому что существует только в воображении. И материально, поскольку напрямую влияет на решения, которые мы принимаем и на поступки, которые мы совершаем.
Смысл крылатого выражения Самюэля Джонсона: "Благими намерениями вымощена дорога в ад" в том, что самые страшные проступки мы совершаем ради самых благих намерений, ради того будущего, которое существует исключительно в нашем воображении. Те поступки, из-за которых мы сожалеем больше всего, мы совершили ради того, о чем больше всего мечтали.
Ради будущего мы принимали поспешные непродуманные решения, терпели к себе отношение, которое сейчас терпеть бы не стали, пренебрегали интересами близких людей, были готовы на неоправданный риск. Это будущее существовало только в воображении, но боль, которую мы были готовы причинить себе и близким, была абсолютно реальна, ставя реальность настоящего на службу будущему.
Итак, понимание узловых моментов процесса постановки цели позволит видеть, где мы находимся, куда движемся и чем платить за это движение, а значит прогнозировать, где могут возникнуть сложности и как их можно преодолеть.
Мечта.
Чтобы появилась точка "Б", нужно запустить чрезвычайно важный процесс в нашей психике - фантазию. Фантазия это выражение активного творческого начала в человеке и только с ее помощью создаются те самые "образы потребного будущего", о которых говорил Николай Бернштейн. К счастью, фантазия процесс иррациональный, она позволяет нам не ограничиваться рамками реальности, позволяет видеть нечто желаемое, когда этого желаемого еще нет, представлять в мельчайших подробностях цвет, запах, форму, внешние обстоятельства, свои ощущения и эмоции, самые разнообразные варианты промежуточных форм воплощения. Результатом этого творческого процесса становится мечта, такая же не рациональная, как и само творчество, но при этом, выражающая наши желания, потребности и способы их удовлетворения.
Мечта - это первичный образ нашей цели, точки "Б", которую мы ставим на карте нашей жизни. Этот первичный образ становится тем материалом, из которого строится цель. Нет глины - нет горшка. Нет мечты - нет цели. Другими словами, цель это и есть мечта, переведенная в ряд выполнимых и достижимых шагов. К примеру, можно мечтать о летающем замке, но воплотить такую мечту сложно, а вот купить восхитительный дом высоко в горах, где будет ощущение полета, особенно утром, когда облака низко, как бы под ногами, - значительно проще.
Застрять на этом этапе можно в силу нескольких причин:
Во-первых, сам процесс крайне увлекателен и его побочным продуктом могут быть не мечты, а иллюзии. В иррациональной части нашей психики отсутствует понятие времени и то, что строится там, может восприниматься как уже существующее в реальности.
Во-вторых, многим взрослым людям часто приходится снова учиться фантазировать. В процессе взросления взрослый человек много раз разочаровывался невозможностью достичь своей мечты в силу разных причин, в том числе требованием общества быть реалистами и прагматиками.
В-третьих, может не быть навыка рационализации мечтаний, что не дает видеть самое ценное и важное.
В-четвертых, при переходе с этого этапа на следующий, могут возникать весьма разнообразные эмоции, например, страх неудачи, стыд, вина и тому подобные, которые замыкают процесс фантазирования на самом себе и превращают его в фабрику иллюзий.
Преодолеть эти причины возможно, лишь видя их.
Если же на этом этапе не возникает сложностей или они преодолеваются, то с готовой мечтой человек переходит на следующий уровень.
Смысл.
Его можно искать бесконечно и не находить, нашедшие его вызывают зависть, уважение, могут становиться объектами, на которых направляется обесценивание. Смысл, точнее его отсутствие, это самый главный источник прокрастинации. Он в основе всего и его никогда нет, потому как его никому не покажешь, его почти невозможно разделить с другими, а именно так мы привыкли убеждаться в реальности чего-либо.
Но когда смысл есть человек может выстоять самые суровые испытания, может двигаться к своей цели так, будто внутри него огромная атомная электростанция, дающая ему энергию, а снаружи броня, от которой отскакивают все препятствия.
Энергию для движения мы получаем ровно тогда, когда удовлетворяются наши потребности. Именно наши. Ни мужей, жен, детей, работодателя, страны и мира в целом. Только наши. И здесь возникает противоречие, неужели смысл в удовлетворении собственных потребностей? Абрахам Маслоу в свое время очень красиво проиллюстрировал две вещи: потребности выстроены иерархически, от базовых физиологических до духовных, и, кроме этого, он ясно сформулировал, что потребности, лежащие в иерархии выше, не могут быть удовлетворены до тех пор, пока не удовлетворены лежащие ниже.
Например, пока не удовлетворена потребность в безопасности вы не сможете полноценно развиваться, как профессионал. А все потому, что для выживания, удовлетворение потребности в безопасности много важнее, чем самоактуализация в форме, скажем, виолончелиста. И энергия автоматически будет расходоваться на получение безопасности, а не на развитие мастерства музыканта. Когда же потребность в безопасности удовлетворена она сама становится фундаментом и источником энергии для удовлетворения выше лежащих потребностей.
Крайне важно понимать какие именно наши потребности удовлетворяет та или иная цель так как иначе, надеясь удовлетворить одну потребность, но получая удовлетворение другой, мы неизменно получаем разочарование. А разочарование это еще одна бездонная бочка, в которую уходит наша энергия.
Проиллюстрировать этот тезис достаточно удобно на примере альтруизма. Сам по себе альтруизм это прерогатива духовной сферы, он изначально бескорыстен и не требует подкрепления, но, он же, прекрасно подходит для удовлетворения потребности в безопасности или потребности в любви и принятии, уважении, которые лежат в иерархии ниже. И тогда, как это часто бывает, стремясь развиваться духовно, человек всего лишь удовлетворяет потребности, не имеющие к духовности никакого отношения, притом, блокируя саму возможность роста.
Выход здесь только в честности перед самим собой, честный ответ на вопрос "зачем мне это?" позволяет не только корректировать свои ожидания и подобрать подходящие инструменты для их реализации, но и дает ту самую мотивацию и энергию. Это и есть переходный момент между пониманием того где мы сейчас и куда нам следует идти.
Когда есть понимание того, что именно точка "А", какие условия она создает, тогда эта точка становится опорой. Как в школьной задаче по физике, есть точка "А", нужно найти точку "Б" в процессе решения, помогают в котором конкретные формулы. Если какой-то момент выпадает, задача становится не решаемой. Если не известны условия - невозможно найти искомое, если есть условия, но нет того что нужно найти - невозможен процесс решения, если есть условия и ясно что нужно найти, но неизвестны формулы - процесс решения либо невозможен, либо слишком энергозатратен. Как это ни странно, при таком подходе исчезает слово "проблема" и появляется слово "задача".
Пожалуй, самый важный вывод, который можно сделать из "пирамиды потребностей", это то, что конечной целью всегда будет чувство, например, чувство безопасности, чувство любви, чувство уважения... Все остальное это только средства достижения. Таким образом, мы получаем способ разграничения целей и средств, а так же критерий определения, когда именно цель достигнута.
Итак, смысл или мотив достижения конкретной цели, есть удовлетворение конкретной потребности. Потребности выстроены иерархически и пока не удовлетворены базовые потребности, невозможно удовлетворение высших потребностей. Результат удовлетворения потребности всегда какое-то чувство, а значит, чувство и есть конечная цель, все остальное это средства получения чувства.
Формулы.
Смыслом целеполагания является проявление экзистенциальной сущности человека, т.е. это процесс активного вырабатывания реальности. Это одна из основных потребностей личности. Целеполагание направлено на увеличение уровня энергии. Целеполагание минимизирует или полностью снимает уровень тревожности и уменьшает неопределенность.
Проанализировав имеющиеся потребности и возможности, а затем, представив идеальный образ желаемого будущего, запускается процесс планирования достижения цели, а также конкретные действия.
Успех - это процесс, характеризующийся закономерностью, и начинается он с составления плана. Успеха можно достичь гораздо быстрее, если существует стратегический план. В персональном стратегическом планировании целеполагание наиболее полно обнаруживает свой потенциал.
Составьте план действий на основе выбранных целей. Определите важные задачи и действия, которые вам нужно сделать для достижения целей. Внесите эти задачи в свой календарь с указанием срока выполнения. Это позволит занять время в календаре для выполнения важных задач и сосредоточиться на их выполнении.
Начните выполнение плана. Постоянный контроль предусматривает анализ реализации плана. Корректируйте план по мере необходимости. Обстоятельства меняются, что требует изменений в плане: содержании выбранных действий и их последовательности.
feat. Дмитрий Молчанов.