Эффект Даннинга-Крюгера - метакогнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации. Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать оценку своих способностей и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным (которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами). Также люди с высоким уровнем квалификации ошибочно полагают, что задачи, которые для них легки, также легки и для других людей.
Гипотеза о существовании подобного феномена была выдвинута в 1999 году Джастином Крюгером и Дэвидом Даннингом, которые при этом в работе ссылались на высказывания:
- Чарльза Дарвина: "Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание";
- Бертрана Рассела: "Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности".
Для проверки выдвинутой гипотезы Крюгер и Даннинг провели серию экспериментов с участием студентов - слушателей курсов по психологии в Корнелльском университете. При этом они исходили из результатов исследований своих предшественников, которые продемонстрировали, что некомпетентность во многом проистекает из незнания основ той или иной деятельности, будь то понимание прочитанного, управление автомобилем, игра в шахматы, игра в теннис и т.п.
Ими была выдвинута гипотеза, что для людей с низкой квалификацией в любом виде деятельности характерно:
- Переоценивать собственные умения;
- Адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других;
- Осознавать всю глубину своей некомпетентности.
После обучения у них появляется способность осознать уровень своей прежней некомпетентности, даже если их истинная компетентность после обучения практически не меняется.
https://youtu.be/K88Soi6Atz4
Результаты экспериментов, подтвердивших выдвинутую гипотезу, были опубликованы в Journal of Personality and Social Psychology в декабре 1999 года.
За это исследование авторам статьи, кстати, даже была присуждена Шнобелевская премия по психологии за 2000 год.
Так называемая Шнобелевская премия юмористична, но не сатирична, факт ее вручения, нисколько не подвергает сомнению научную ценность награждаемых трудов, так как она, согласно определению, вручается "за достижения, которые заставляют сначала засмеяться, а потом - задуматься". Премией награждают за необычные и остроумные исследования, способные привлечь внимание и подстегнуть интерес людей к науке, медицине и технологиям.
Блогеры, вещающие о чем угодно, спикеры так называемых онлайн школ, эффективные менеджеры в социальных сетях, власть имущие при исполнении, онлайн совещания чиновников... все это, в числе прочего, проявление эффекта Даннинга-Крюгера, окружающего нас повседневно.
Исключения, безусловно есть, в том числе среди нарциссичных блогеров.