В психологической науке существуют разные взгляды и концепции на понимание сущности человека, его души и психологических и психических особенностей. Соответственно, фокус работы и способы взаимодействия с клиентом в этих подходах различны.
1. Психоанализ.
Среди основных положений психоанализа можно выделить то, что поведение, опыт и познание человека определяются, главным образом, внутренними нерациональными бессознательными влечениями. Структура личности и её развитие определены событиями, произошедшими в раннем детстве. Противостояние между сознательным и бессознательным может приводить к психическим расстройствам. На данный момент психоанализ состоит более чем из 20 различных концепций человеческого развития, а подходы к лечению столь же различны, сколько и сами теории.
2. Гештальтпсихология.
Школа гештальтпсихологии была основана в начале XX века чешским психологом и философом Максом Вертгеймером. Согласно идеям гештальтпсихологии, базисными психологическими данными являются гештальты - целостные структуры, которые не выделяются из общего числа компонентов, их образующих. Им присущи свои законы и характеристики.
3. Когнитивная психология.
Главные объекты изучения - это познавательные процессы. К ним относятся мышление, речь, восприятие, воображение, внимание и память. Когнитивный подход в психологии позволяет объяснять поведение человека через описание процессов познания, изучать и интерпретировать процессы восприятия, распознавания образов, решения задач, функционирования памяти; исследовать механизмы построения когнитивной картины мира, бессознательного восприятия и познания, причем не только у человека, но и у животных.
4. "Я-концепция" в гуманистической психологии.
Термин "Я-концепция", о котором сегодня можно услышать от психологов различных направлений, социологов и других специалистов в области личностной сферы человека, трактуется как система представлений личности о самой себе. Данная концепция является результатом самопознания и самооценивания человека посредством отдельных образов в рамках различных реальных и представляемых ситуаций, а также посредством мнений окружающих и соотнесения человеком себя с ними.
5. ...
Психологические школы и психологические направления стремительно развиваются и претерпевают изменения. Появляются новые взгляды, стираются границы между традиционными психологическими подходами, появляются новые методы работы.