fbpx

Хочу капризничать

Зна­ко­ма нелов­кая си­ту­а­ция, когда ты что-то де­ла­ешь для че­ло­ве­ка, а в ответ слы­шишь: "А я тебя ни о чем и не про­сил"? Ты пы­та­ешь­ся по­мочь, но чем боль­ше ты это де­ла­ешь, тем быст­рее твои уси­лия обес­це­ни­ва­ют­ся и об­ще­ние сво­дит­ся на "нет". Это оби­жа­ет и сби­ва­ет тебя с толку. По­лу­ча­ет­ся, что твоя по­мощь вовсе не нужна, ты все не так понял и тебя явно ис­поль­зу­ют.

Дело в том, что есть жа­ло­ба, и есть прось­ба о по­мо­щи. Че­ло­век, опи­сы­вая свои зло­клю­че­ния, может про­сто пла­кать­ся, не желая, что-то ис­прав­лять. При­чин может быть несколь­ко.

1. В том, чтобы си­ту­а­ция оста­ва­лась такой, какая она есть, может быть опре­де­лен­ный и да­ле­ко не все­гда оче­вид­ный смысл. На­при­мер, из дет­ско­го опыта че­ло­век знает, что может по­лу­чать "со­ци­аль­ные по­гла­жи­ва­ния" толь­ко тогда, когда у него все плохо. Зна­чит ему не нужно, чтобы было "хо­ро­шо", иначе он по­те­ря­ет право на вни­ма­ние окру­жа­ю­щих. Хотя это не озна­ча­ет, что он не стра­да­ет.

2. Че­ло­век не готов что-то ме­нять. Для при­ня­тия по­мо­щи и, со­от­вет­ствен­но, для из­ме­не­ний нужно "со­зреть". И это не все­гда про­ис­хо­дит сразу. Ино­гда долж­но прой­ти какое-то время, пре­жде чем че­ло­век будет готов по­ста­вить точку или, хотя бы, за­пя­тую.

3. Бу­ду­щее ри­су­ет­ся еще хуже, чем на­сто­я­щее. Чтобы что-то ме­нять, нужно чтобы было к чему дви­гать­ся. Впе­ре­ди долж­но ма­я­чить что-то хо­ро­шее, ради чего стоит что-то ме­нять. А если впе­ре­ди ни­че­го хо­ро­ше­го не пред­ви­дит­ся, то ради чего со­вер­шать бо­лез­нен­ные те­ло­дви­же­ния? Ино­гда для им­пуль­са про­сто не хва­та­ет це­лост­но­го ви­де­ния си­ту­а­ции.

4. Нет ре­сур­сов. Для того, чтобы ма­ши­на ехала, нужно топ­ли­во. Для че­ло­ве­ка спра­вед­ли­во то же самое. Нужна под­держ­ка, по­мощь в дви­же­нии или пауза, чтобы со­брать­ся с си­ла­ми. Ино­гда это мне­ние дру­гих людей, под­твер­жде­ние право­ты или, ба­наль­но, день­ги.

5. Ино­гда нужно, чтобы си­ту­а­ция из­ме­ни­лась сама, по­то­му что любое дей­ствие может при­ве­сти к ухуд­ше­нию по­ло­же­ния, и вме­ша­тель­ство будет озна­чать кру­ше­ние веры.

6. Бы­ва­ет, что люди го­да­ми иг­ра­ют в игры толь­ко для того, чтобы не сде­лать пер­вый шаг, ко­то­рый бы озна­чал право парт­не­ра по­ста­вить дей­ствия под со­мне­ние.

7. Мен­таль­ные транс­фор­ма­ции. При­мер этого - люди, жи­ву­щие в со­сто­я­нии на­си­лия (фи­зи­че­ско­го и / или эмо­ци­о­наль­но­го). Неред­ко они не по­ни­ма­ют, что это на­си­лие или, что это непра­виль­но.

8. Про­сто хо­чет­ся по­го­во­рить. Чтобы не учили жить, а по­смот­ре­ли в глаза, взяли за руку, при­жа­ли к плечу, на­по­и­ли чаем и вы­слу­ша­ли.

Важно по­ни­мать, готов ли че­ло­век что-то де­лать сам. Пе­ре­ло­жив от­вет­ствен­ность за при­ня­тие ре­ше­ния на тебя, воз­ни­ка­ет си­ту­а­ция, "раз­ру­лив" ко­то­рую, ты рис­ку­ешь ока­зать­ся "край­ним", если что-то пой­дет не так. В луч­шем слу­чае бе­до­ла­га (или !хит­рю­га) не смо­жет оце­нить то, что ты для него сде­лал.

Не наше дело су­дить о при­чи­нах, по ко­то­рым че­ло­век вы­би­ра­ет свои невзго­ды вме­сто бле­стя­щих пер­спек­тив. Пра­виль­ным будет не вры­вать­ся туда, где не ждут. При этом все­гда стоит внят­но и по­нят­но для себя озву­чи­вать то, что мы сами хотим от дру­гих. На­при­мер, ска­зать: "по­жа­лей меня" или "хочу ка­приз­ни­чать", или "хочу секса (стоит ука­зать с кем)", или "же­нись на мне".