fbpx

Недооценка роли развития человека

В Рос­сии в связи с из­на­чаль­ной уста­нов­кой вла­сти на при­о­ри­тет эко­но­ми­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ний в мо­дер­ни­за­ции, остав­ля­ю­щий в тени со­ци­аль­ные про­цес­сы и, пре­жде всего, про­цес­сы на­коп­ле­ния че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла, недо­оце­ни­ва­ет­ся та роль, ко­то­рую иг­ра­ет в об­ще­ствен­но-вос­про­из­вод­ствен­ном про­цес­се раз­ви­тие че­ло­ве­ка, ак­ти­ви­за­ция его про­из­во­ди­тель­ных спо­соб­но­стей, по­вы­ше­ние сте­пе­ни их ис­поль­зо­ва­ния в про­из­вод­стве. Между тем, имен­но ак­тив­ная ре­а­ли­за­ция кад­ро­во­го по­тен­ци­а­ла че­ло­ве­ка дви­жет про­цес­сы мо­дер­ни­за­ции, по­сколь­ку в ос­но­ве уско­ре­ния тем­пов мо­дер­ни­за­ции лежит рас­ши­ре­ние спек­тра струк­тур­ных на­прав­ле­ний вос­про­из­вод­ства че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла.

Име­ю­щи­е­ся струк­тур­ные де­фор­ма­ции, про­яв­ля­ю­щи­е­ся как струк­тур­ные про­ти­во­ре­чия и несо­от­вет­ствия между необ­хо­ди­мо­стью мо­дер­ни­за­ции со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских усло­вий раз­ви­тия рос­сий­ско­го об­ще­ства и воз­мож­но­стя­ми ее обес­пе­че­ния, ис­хо­дя из струк­ту­ры на­коп­ле­ния кад­ро­во­го по­тен­ци­а­ла, углуб­ля­ют­ся в виду осо­бен­но­стей раз­ви­тия со­вре­мен­ной рос­сий­ской эко­но­ми­ки. Дело в том, что раз­ви­тие про­ис­хо­дит пре­иму­ще­ствен­но за счет сы­рье­вых до­бы­ва­ю­щих от­рас­лей эко­но­ми­ки, от­но­ся­щих­ся к низ­ко­на­у­ко­ем­ко­му сек­то­ру, невы­со­ки тре­бо­ва­ния в этих от­рас­лях к вос­про­из­вод­ству че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла при од­но­вре­мен­ной воз­мож­но­сти вы­пла­чи­вать за­ня­тым вы­со­кую за­ра­бот­ную плату су­ще­ствен­но огра­ни­чи­ва­ют темпы роста по­лез­ных по­тен­ци­а­лов за­ня­тых в дан­ных от­рас­лях, по­рож­да­ют опре­де­лен­ные де­фор­ма­ции в вос­про­из­вод­стве че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла. С дру­гой сто­ро­ны, зна­чи­тель­ная часть вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ной ра­бо­чей силы, бу­дучи вы­нуж­ден­ной вы­пол­нять до­ход­ную ра­бо­ту невы­со­кой ква­ли­фи­ка­ции, ока­зы­ва­ет­ся невос­тре­бо­ван­ной.

Этот про­цесс об­ла­да­ет муль­ти­пли­ка­тив­ным эф­фек­том, по­сколь­ку само на­ли­чие недо­ис­поль­зо­ва­ния че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла ро­ди­те­лей ока­зы­ва­ет нега­тив­ное вли­я­ние на на­коп­ле­ние и сте­пень ре­а­ли­за­ции че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла их детей. Так, ин­же­нер, не име­ю­щий воз­мож­но­сти эф­фек­тив­но, с вы­со­кой от­да­чей ре­а­ли­зо­вать соб­ствен­ный кад­ро­вый по­тен­ци­ал, не ста­нет по­буж­дать своих детей к вы­бо­ру та­ко­го на­прав­ле­ния вос­про­из­вод­ства че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла, а пред­по­чтет, чтобы его дети при­об­ре­ли зна­ния и на­вы­ки, ко­то­рые на дан­ный мо­мент вос­тре­бо­ва­ны об­ще­ством и при­но­сят вы­со­кий доход.