fbpx

Разделение на физический и интеллектуальный труд

В про­цес­се вос­про­из­вод­ства че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла, фор­ми­ру­ют­ся и раз­ви­ва­ют­ся пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ские и ин­тел­лек­ту­аль­ные спо­соб­но­сти че­ло­ве­ка. Эти эле­мен­ты че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла нераз­рыв­но свя­за­ны между собой и, вме­сте с тем, в опре­де­лен­ной сте­пе­ни про­ти­во­сто­ят друг другу. На по­верх­но­сти яв­ле­ния это про­ти­во­сто­я­ние на­хо­дит вы­ра­же­ние в си­сте­ме об­ще­ствен­но­го раз­де­ле­ния труда, пре­жде всего, в про­цес­се об­ще­го раз­де­ле­ния на фи­зи­че­ский и ин­тел­лек­ту­аль­ный труд.

В связи с раз­де­ле­ни­ем труда, внут­ри об­ще­ства по­лу­ча­ют раз­ви­тие самые раз­лич­ные на­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти, уча­стие в ко­то­рых тре­бу­ет от че­ло­ве­ка раз­ви­тия со­от­вет­ству­ю­щих спо­соб­но­стей, об­ла­да­ние опре­де­лен­ны­ми зна­ни­я­ми и на­вы­ка­ми. Тем самым в ходе раз­де­ле­ния труда в об­ще­стве фор­ми­ру­ют­ся раз­лич­ные струк­тур­ные на­прав­ле­ния вос­про­из­вод­ства ка­че­ствен­ных и ко­ли­че­ствен­ных ха­рак­те­ри­стик че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла, ха­рак­те­ри­зу­ю­щи­е­ся ка­че­ствен­ной неод­но­род­но­стью. Это дает воз­мож­ность каж­до­му че­ло­ве­ку вы­брать ту сферу де­я­тель­но­сти, ко­то­рая в наи­боль­шей сте­пе­ни со­от­вет­ству­ет его склон­но­стям и спо­соб­но­стям, и в ко­то­рой он может ре­а­ли­зо­вать на­коп­лен­ный че­ло­ве­че­ский ка­пи­тал с мак­си­маль­ной от­да­чей для себя и об­ще­ства.

Од­на­ко часто че­ло­век вы­би­ра­ет сферу ре­а­ли­за­ции соб­ствен­ных про­из­во­ди­тель­ных спо­соб­но­стей не в со­от­вет­ствии со сво­и­ми спо­соб­но­стя­ми и склон­но­стя­ми к опре­де­лен­но­му виду де­я­тель­но­сти, а в силу дав­ле­ния на него раз­лич­ных внеш­них при­чин, на­при­мер об­ще­ствен­но­го мне­ния, от­но­си­тель­но пре­стиж­но­сти, пред­по­чти­тель­но­сти той или иной сферы за­ня­то­сти, а также раз­лич­но­го рода огра­ни­чи­ва­ю­щих при­ну­ди­тель­но-мо­ти­ви­ру­ю­щих про­це­дур.

Скла­ды­ва­ю­щи­е­ся струк­тур­ные де­фор­ма­ции, про­яв­ля­ю­щи­е­ся в струк­тур­ных про­ти­во­ре­чи­ях и несо­от­вет­стви­ях между об­ще­ствен­ны­ми по­треб­но­стя­ми в опре­де­лен­ной струк­ту­ре кад­ро­во­го по­тен­ци­а­ла и ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­по­чте­ни­я­ми, спо­соб­но­стя­ми и склон­но­стя­ми че­ло­ве­ка, огра­ни­чи­ва­ют и сдер­жи­ва­ют про­цесс вос­про­из­вод­ства че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла, нега­тив­но ска­зы­ва­ясь, пре­жде всего на ка­че­стве его вос­про­из­вод­ства.

Дей­стви­тель­но, че­ло­век, за­ни­ма­ю­щий­ся де­я­тель­но­стью, ко­то­рая не со­от­вет­ству­ет его внут­рен­ним же­ла­ни­ям, спо­соб­но­стям и склон­но­стям, а зна­чит не при­но­сит ему мо­раль­но­го удо­вле­тво­ре­ния, ис­пы­ты­ва­ет внут­рен­ний дис­ком­форт, неудо­вле­тво­рен­ность собой, в силу чего ослож­ня­ет­ся его про­фес­си­о­наль­ное раз­ви­тие, сни­жа­ют­ся сти­му­лы к по­вы­ше­нию ква­ли­фи­ка­ции, даль­ней­ше­му на­коп­ле­нию че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла, же­ла­нию его ре­а­ли­зо­вать в пол­ной мере.