fbpx

Мотивирующая роль привычек

Свое даль­ней­шее раз­ви­тие мо­дель эко­но­ми­че­ско­го по­ве­де­ния че­ло­ве­ка по­лу­чи­ла в рам­ках нео­клас­си­че­ско­го на­прав­ле­ния эко­но­ми­че­ской тео­рии, где была пред­при­ня­та по­пыт­ка при­бли­зить ее к свой­ствам ре­аль­но­го че­ло­ве­ка, ис­сле­до­вать ре­аль­но­го дей­ству­ю­ще­го, а не ис­кус­ствен­но­го субъ­ек­та. Так, в мо­ти­ва­ции эко­но­ми­че­ско­го по­ве­де­ния че­ло­ве­ка боль­шое зна­че­ние при­зна­ва­лось за при­выч­кой, по­сколь­ку "если че­ло­век по­сле­до­ва­те­лен и вдум­чив, то его даже им­пуль­сив­ные дей­ствия яв­ля­ют­ся след­стви­ем при­вы­чек, более или менее со­зна­тель­но им усво­ен­ных". Вме­сте с тем учи­ты­ва­лось ре­ша­ю­щее воз­дей­ствие на раз­ви­тие си­сте­мы по­треб­но­стей че­ло­ве­ка кон­крет­ных ис­то­ри­че­ских усло­вий об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия: "... Каж­дый новый шаг впе­ред сле­ду­ет счи­тать ре­зуль­та­том того, что раз­ви­тие новых видов де­я­тель­но­сти по­рож­да­ет новые по­треб­но­сти, а не того, что новые по­треб­но­сти вы­зы­ва­ют к жизни новые виды де­я­тель­но­сти". Тем самым пре­одо­ле­ва­лось опи­сан­ное ранее пол­ное аб­стра­ги­ро­ва­ние от воз­дей­ствия об­ще­ствен­ных усло­вий.

Мо­ти­ви­ру­ю­щая роль об­ря­дов, при­вы­чек, тра­ди­ций обу­слов­ле­на вы­пол­не­ни­ем ими по от­но­ше­нию к че­ло­ве­ку функ­ции со­ци­аль­но­го при­нуж­де­ния. Эти фак­то­ры со­став­ля­ют ос­но­ву эко­но­ми­че­ских мо­ти­вов че­ло­ве­ка. При­чем при­выч­ки, тра­ди­ции не толь­ко на­прав­ля­ют эко­но­ми­че­скую де­я­тель­ность в усло­ви­ях из­быт­ка или недо­стат­ка ин­фор­ма­ции, но и сами слу­жат ис­точ­ни­ком необ­хо­ди­мой ин­фор­ма­ции. Более того, сле­ду­ет от­ме­тить, что в усло­ви­ях со­вре­мен­ной дей­стви­тель­но­сти имен­но тра­ди­ции, при­выч­ки, уко­ре­нив­ши­е­ся в со­зна­нии людей, ока­за­ли су­ще­ствен­ное вли­я­ние на при­ня­тие или от­тор­же­ние новой эко­но­ми­че­ской си­ту­а­ции.