fbpx

Потребности личности

По­треб­но­сти лич­но­сти (нужды) - это так на­зы­ва­е­мый ис­точ­ник лич­ност­ной ак­тив­но­сти, по­то­му что имен­но по­треб­но­сти че­ло­ве­ка яв­ля­ют­ся его по­бу­ди­тель­ной при­чи­ной для де­я­ний опре­де­лен­ным об­ра­зом, за­став­ляя дви­гать­ся в нуж­ном на­прав­ле­нии. Таким об­ра­зом, нужда или по­треб­ность - это такое лич­ност­ное со­сто­я­ние, при ко­то­ром об­на­ру­жи­ва­ет­ся за­ви­си­мость субъ­ек­тов от опре­де­лен­ных си­ту­а­ций или усло­вий су­ще­ство­ва­ния.

Лич­ност­ная ак­тив­ность про­яв­ля­ет­ся толь­ко в про­цес­се удо­вле­тво­ре­ния ее по­треб­но­стей, ко­то­рые фор­ми­ру­ют­ся во время вос­пи­та­ния ин­ди­ви­да, при­об­ще­ния его к об­ще­ствен­ной куль­ту­ре. В своем пер­вич­ном био­ло­ги­че­ском про­яв­ле­нии на­доб­но­стью яв­ля­ет­ся не что иное, как опре­де­лен­ное со­сто­я­ние ор­га­низ­ма, вы­ра­жа­ю­щее свою объ­ек­тив­ную нужду (же­ла­ние) в чем-либо. Таким об­ра­зом, си­сте­ма по­треб­но­стей лич­но­сти на­пря­мую за­ви­сит от об­ра­за жизни ин­ди­ви­да, вза­и­мо­дей­ствия между окру­жа­ю­щей сре­дой и сфе­рой ее ис­поль­зо­ва­ния.

С по­зи­ции ней­ро­фи­зио­ло­гии нужда озна­ча­ет об­ра­зо­ва­ние какой-либо до­ми­нан­ты, т.е. по­яв­ле­ние воз­буж­де­ния осо­бых кле­ток го­лов­но­го мозга, ха­рак­те­ри­зу­ю­ще­е­ся устой­чи­во­стью и ре­гу­ли­ру­ю­щее по­треб­ные по­ве­ден­че­ские дей­ствия.

Виды по­треб­но­стей лич­но­сти.

По­треб­но­сти че­ло­ве­ка до­воль­но мно­го­об­раз­ны и се­год­ня су­ще­ству­ет огром­ное мно­же­ство их клас­си­фи­ка­ций. Од­на­ко в ны­неш­ней пси­хо­ло­гии вы­де­ля­ют две ос­нов­ные клас­си­фи­ка­ции видов на­доб­но­стей. В пер­вой клас­си­фи­ка­ции по­треб­но­сти (нужды) под­раз­де­ля­ют­ся на ма­те­ри­аль­ные (био­ло­ги­че­ские), ду­хов­ные (иде­аль­ные) и со­ци­аль­ные.

Ре­а­ли­за­ция ма­те­ри­аль­ных или био­ло­ги­че­ских нужд свя­за­на с ин­ди­ви­ду­аль­но-ви­до­вым су­ще­ство­ва­ни­ем ин­ди­ви­да. К ним от­но­сят­ся - на­доб­ность в еде, во сне, одеж­де, без­опас­но­сти, доме, ин­тим­ные же­ла­ния. Т.е. по­треб­ность (на­доб­ность), ко­то­рая обу­слов­ле­на био­ло­ги­че­ской нуж­дой.

Ду­хов­ные или иде­аль­ные нужды вы­ра­жа­ют­ся в по­зна­нии мира, ко­то­рый окру­жа­ет, смыс­ле су­ще­ство­ва­ния, са­мо­ре­а­ли­за­ции и са­мо­ува­же­нии.

Же­ла­ние лич­но­сти при­над­ле­жать к какой-либо со­ци­аль­ной груп­пе, а также на­доб­ность в че­ло­ве­че­ском при­зна­нии, ли­дер­стве, до­ми­ни­ро­ва­нии, са­мо­утвер­жде­нии, при­вя­зан­но­сти окру­жа­ю­щих в любви и ува­же­нии от­ра­жа­ет­ся в со­ци­аль­ных по­треб­но­стях. Все эти на­доб­но­сти раз­де­ля­ют по важ­ным видам ак­тив­но­сти:

  • труд, ра­бо­та - нужда в по­зна­нии, тво­ре­нии и со­зи­да­нии;
  • раз­ви­тие - нужда в обу­че­нии, са­мо­ре­а­ли­за­ции;
  • со­ци­аль­ное об­ще­ние - ду­хов­ные и нрав­ствен­ные по­треб­но­сти.

Опи­сан­ные выше на­доб­но­сти или нужды имеют со­ци­аль­ную на­прав­лен­ность, по­это­му носят на­зва­ние со­цио­ген­ные или со­ци­аль­ные.

В дру­гом виде клас­си­фи­ка­ции все по­треб­но­сти раз­би­ва­ют на два типа: нужда или по­треб­ность роста (раз­ви­тия) и со­хра­не­ния.

Нужда со­хра­не­ния объ­еди­ня­ет в себе такие по­треб­но­сти (на­доб­но­сти) - фи­зио­ло­ги­че­ские: сон, ин­тим­ные же­ла­ния, голод и др. Это ба­зо­вые по­треб­но­сти лич­но­сти. Без их удо­вле­тво­ре­ния ин­ди­вид про­сто не спо­со­бен вы­жить. Далее нужда в без­опас­но­сти и со­хра­не­нии; изоби­лие - все­сто­рон­ность удо­вле­тво­ре­ния есте­ствен­ных по­треб­но­стей; ма­те­ри­аль­ные по­треб­но­сти и био­ло­ги­че­ские.

По­треб­ность роста объ­еди­ня­ет в себе сле­ду­ю­щее: же­ла­ние любви и ува­же­ния; са­мо­ак­ту­а­ли­за­ция; са­мо­ува­же­ние; по­зна­ние, в том числе и жиз­нен­но­го смыс­ла; по­треб­но­сти в чув­ствен­ном (эмо­ци­о­наль­ном) кон­так­те; со­ци­аль­ные и ду­хов­ные (иде­аль­ные) по­треб­но­сти. Вы­ше­пе­ре­чис­лен­ные клас­си­фи­ка­ции поз­во­ля­ют вы­де­лить более зна­чи­мые по­треб­но­сти прак­ти­че­ско­го по­ве­де­ния субъ­ек­та.

Аб­ра­хам Мас­лоу вы­дви­нул кон­цеп­цию си­стем­но­го под­хо­да к ис­сле­до­ва­ни­ям пси­хо­ло­гии лич­но­сти субъ­ек­тов, ос­но­вы­ва­ясь на мо­де­ли по­треб­но­стей лич­но­сти в виде пи­ра­ми­ды. Иерар­хия по­треб­но­стей лич­но­сти по Аб­ра­ха­му Мас­лоу пред­став­ля­ет собой по­ве­де­ние ин­ди­ви­да, на­пря­мую за­ви­ся­щее от удо­вле­тво­ре­ния его любых по­треб­но­стей. Это озна­ча­ет, что по­треб­но­сти, на­хо­дя­щи­е­ся ввер­ху иерар­хии (ре­а­ли­за­ция целей, са­мо­раз­ви­тие), на­прав­ля­ют по­ве­де­ния ин­ди­ви­да в той сте­пе­ни, в ко­то­рой удо­вле­тво­ре­ны его по­треб­но­сти, на­хо­дя­щи­е­ся в самом низу пи­ра­ми­ды (жажда, голод, ин­тим­ные же­ла­ния и др.).

Также раз­ли­ча­ют по­тен­ци­аль­ные (неак­ту­а­ли­зи­ро­ван­ные) по­треб­но­сти и ак­ту­а­ли­зи­ро­ван­ные. Ос­нов­ным дви­га­те­лем лич­ност­ной ак­тив­но­сти яв­ля­ет­ся внут­рен­ний кон­фликт (про­ти­во­ре­чие) между внут­рен­ни­ми усло­ви­я­ми су­ще­ство­ва­ния и внеш­ни­ми.

Все виды по­треб­но­стей лич­но­сти, на­хо­дя­щи­е­ся на верх­них сту­пе­нях иерар­хии имеют раз­ный уро­вень вы­ра­жен­но­сти у раз­лич­ных людей, но без со­ци­у­ма ни один че­ло­век не смо­жет су­ще­ство­вать. Пол­но­цен­ной лич­но­стью субъ­ект может стать толь­ко тогда, когда он удо­вле­тво­рит свою нужду в са­мо­ак­ту­а­ли­за­ции.

Со­ци­аль­ные по­треб­но­сти лич­но­сти.

Это осо­бый вид нужды че­ло­ве­ка. За­клю­ча­ет­ся она в по­треб­но­сти иметь все необ­хо­ди­мое для су­ще­ство­ва­ния и жиз­не­де­я­тель­но­сти ин­ди­ви­да, какой-либо со­ци­аль­ной груп­пы, со­ци­у­ма в целом. Это внут­рен­ний по­буж­да­ю­щий фак­тор ак­тив­но­сти.

Об­ще­ствен­ные по­треб­но­сти - это нужда людей в ра­бо­те, со­ци­аль­ной ак­тив­но­сти, куль­ту­ре, ду­хов­ной жизни. По­треб­но­сти, со­здан­ные об­ще­ством - это такие по­треб­но­сти, ко­то­рые яв­ля­ют­ся ос­но­вой об­ще­ствен­ной жизни. Без мо­ти­ви­ру­ю­щих фак­то­ров удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей невоз­мож­но про­из­вод­ство и про­гресс в целом.

К со­ци­аль­ным нуж­дам от­но­сят по­треб­но­сти, свя­зан­ные с же­ла­ни­ем об­ра­зо­вы­вать семью, вступ­ле­ни­ем в раз­лич­ные со­ци­аль­ные груп­пы, кол­лек­ти­вы, с раз­но­об­раз­ны­ми сфе­ра­ми про­из­вод­ствен­ной (вне­про­из­вод­ствен­ной) де­я­тель­но­сти, су­ще­ство­ва­ни­ем со­ци­у­ма в целом.

Усло­вия, фак­то­ры внеш­ней среды, ко­то­рые окру­жа­ют ин­ди­ви­да в про­цес­се его жиз­не­де­я­тель­но­сти, не толь­ко спо­соб­ству­ют по­яв­ле­нию по­треб­но­стей, но и фор­ми­ру­ют воз­мож­но­сти для удо­вле­тво­ре­ния их.

В жизни че­ло­ве­ка и иерар­хии по­треб­но­стей со­ци­аль­ные нужды иг­ра­ют одну из опре­де­ля­ю­щих ролей. Су­ще­ство­ва­ние ин­ди­ви­да в со­ци­у­ме и по­сред­ством него - цен­траль­ная об­ласть про­яв­ле­ния сущ­но­сти че­ло­ве­ка, ос­нов­ное усло­вие для ре­а­ли­за­ции всех осталь­ных нужд - био­ло­ги­че­ских и ду­хов­ных.

Клас­си­фи­ци­ру­ют со­ци­аль­ные по­треб­но­сти по трем кри­те­ри­ям: нужды дру­гих, свои нужды, сов­мест­ные нужды.

Нужда дру­гих (по­треб­но­сти для дру­гих) - это нужды, ко­то­рые вы­ра­жа­ют ро­до­вую ос­но­ву ин­ди­ви­да. За­клю­ча­ет­ся в по­треб­но­сти об­ще­ния, за­щи­ты сла­бо­го. Аль­тру­изм - одна из вы­ра­жен­ных по­треб­но­стей для дру­гих, нужда в жерт­во­ва­нии сво­и­ми ин­те­ре­са­ми для дру­гих. Аль­тру­изм ре­а­ли­зу­ет­ся толь­ко по­сред­ством по­бе­ды над эго­из­мом. То есть по­треб­ность "для себя" долж­на пре­об­ра­зо­вы­вать­ся в по­треб­ность "для дру­гих".

Своя нужда (по­треб­ность для себя) вы­ра­жа­ет­ся в са­мо­утвер­жде­нии в со­ци­у­ме, са­мо­ре­а­ли­за­ции, са­мо­иден­ти­фи­ка­ции, в по­треб­но­сти за­нять свое место в со­ци­у­ме и кол­лек­ти­ве, же­ла­ние вла­сти и др. Толь­ко через вы­пол­не­ния чего-то для дру­гих, воз­мож­но, ре­а­ли­зо­вать свои же­ла­ния. За­нять какое-либо по­ло­же­ние в со­ци­у­ме, т.е. до­стичь при­зна­ния для себя, на­мно­го проще, не за­де­вая при этом ин­те­ре­сы и при­тя­за­ния дру­гих чле­нов об­ще­ства. Наи­бо­лее эф­фек­тив­ным путем ре­а­ли­за­ции своих эго­и­сти­че­ских же­ла­ний будет такой путь, в дви­же­нии по ко­то­ро­му со­дер­жит­ся доля ком­пен­са­ции для удо­вле­тво­ре­ния при­тя­за­ний дру­гих людей, тех, кто может пре­тен­до­вать на ту же роль или тоже место, но могут удо­вле­тво­рить­ся и мень­шим.

Сов­мест­ные нужды (по­треб­но­сти вме­сте с дру­ги­ми) - вы­ра­жа­ют мо­ти­ви­ру­ю­щую силу мно­же­ства людей од­но­вре­мен­но или со­ци­у­ма в целом. На­при­мер, необ­хо­ди­мость без­опас­но­сти, в сво­бо­де, в мире, смены су­ще­ству­ю­ще­го по­ли­ти­че­ско­го строя и др.

По­треб­но­сти и мо­ти­вы лич­но­сти.

Ос­нов­ное усло­вие жиз­не­де­я­тель­но­сти ор­га­низ­мов - это на­ли­чие их ак­тив­но­сти. У жи­вот­ных ак­тив­ность про­яв­ля­ет­ся в ин­стинк­тах. А вот по­ве­де­ние че­ло­ве­ка на­мно­го слож­нее и опре­де­ля­ет­ся на­ли­чи­ем двух фак­то­ров: ре­гу­ля­тив­ных и по­бу­ди­тель­ных, т.е. мо­ти­ва­ми и по­треб­но­стя­ми.

Мо­ти­вы и си­сте­ма по­треб­но­стей лич­но­сти имеют свои ос­нов­ные осо­бен­но­сти. Если по­треб­ность - это нужда (де­фи­цит), необ­хо­ди­мость чего-то и необ­хо­ди­мость лик­ви­ди­ро­вать что-ни­будь на­хо­дя­ще­е­ся в из­быт­ке, то мотив - это тол­ка­тель. Т.е. нужда со­зда­ет со­сто­я­ние ак­тив­но­сти, а мотив при­да­ет ей на­прав­ле­ние, тол­ка­ет ак­тив­ность в по­треб­ном на­прав­ле­нии. Необ­хо­ди­мость или на­доб­ность, в первую оче­редь, ощу­ща­ет­ся че­ло­ве­ком как со­сто­я­ние на­пря­же­ния внут­ри, или про­яв­ля­ет­ся в ка­че­стве раз­ду­мий, меч­та­ний. Это по­буж­да­ет ин­ди­ви­да к по­ис­ку пред­ме­та нужды, но не при­да­ет на­прав­ле­ние де­я­тель­но­сти для ее удо­вле­тво­ре­ния.

Мотив же, в свою оче­редь, яв­ля­ет­ся по­бу­ди­тель­ной при­чи­ной для до­сти­же­ния же­ла­е­мо­го или, на­о­бо­рот, из­бе­га­ния его, осу­ще­ствить де­я­тель­ность или нет. Мо­ти­вы могут со­про­вож­дать­ся по­ло­жи­тель­ны­ми или нега­тив­ны­ми эмо­ци­я­ми. Удо­вле­тво­ре­ние по­треб­но­стей все­гда ведет к сня­тию на­пря­жен­но­сти, нужда ис­че­за­ет, но через неко­то­рое время может воз­ник­нуть вновь. С мо­ти­ва­ми же все на­о­бо­рот. По­став­лен­ная цель и непо­сред­ствен­но мотив не сов­па­да­ют. По­то­му что цель - это то, куда или к чему ис­пы­ты­ва­ет стрем­ле­ние че­ло­век, а мотив - это при­чи­на, по ко­то­рой он стре­мит­ся.

Цель можно по­ста­вить перед собой сле­дуя раз­ным мо­ти­вам. Но воз­мо­жен и такой ва­ри­ант, при ко­то­ром мотив сдви­га­ет­ся на цель. Это озна­ча­ет пре­об­ра­зо­ва­ние мо­ти­ва де­я­тель­но­сти непо­сред­ствен­но в мотив. На­при­мер, уче­ник вна­ча­ле учит уроки, по­то­му что за­став­ля­ют ро­ди­те­ли, но потом про­сы­па­ет­ся ин­те­рес и он на­чи­на­ет учить­ся ради зна­ний. Т.е. по­лу­ча­ет­ся, что мотив - это внут­рен­ний пси­хо­ло­ги­че­ский по­бу­ди­тель по­ве­де­ния или по­ступ­ков, об­ла­да­ю­щий устой­чи­во­стью и по­буж­да­ю­щий ин­ди­ви­да к осу­ществ­ле­нию де­я­тель­но­сти, при­да­вая ей осмыс­лен­ность. А по­треб­ность - это внут­рен­нее со­сто­я­ние ощу­ще­ния нужды, ко­то­рое вы­ра­жа­ет за­ви­си­мость че­ло­ве­ка или жи­вот­ных от опре­де­лен­ных усло­вий су­ще­ство­ва­ния.

По­треб­но­сти и ин­те­ре­сы лич­но­сти.

С ка­те­го­ри­ей "по­треб­ность" нераз­рыв­но свя­за­на и ка­те­го­рия "ин­те­ре­сов". В ос­но­ве за­рож­де­ния ин­те­ре­сов все­гда лежат по­треб­но­сти. Ин­те­рес - это вы­ра­же­ние це­ле­на­прав­лен­но­го от­но­ше­ния ин­ди­ви­да к ка­ко­му-либо виду его по­треб­но­стей.

Ин­те­рес че­ло­ве­ка не столь­ко на­прав­лен имен­но на пред­мет по­треб­но­сти, сколь­ко на­прав­лен на такие об­ще­ствен­ные фак­то­ры, ко­то­рые де­ла­ют более до­ступ­ны­ми этот пред­мет, в ос­нов­ном это раз­лич­ные блага ци­ви­ли­за­ции (ма­те­ри­аль­ные или ду­хов­ные), ко­то­рые и обес­пе­чи­ва­ют удо­вле­тво­ре­ние таких по­треб­но­стей. Ин­те­ре­сы также опре­де­ля­ют­ся кон­крет­ным по­ло­же­ни­ем людей в об­ще­стве, по­ло­же­ни­ем со­ци­аль­ных групп и яв­ля­ют­ся мощ­ней­ши­ми по­буж­да­ю­щи­ми сти­му­ла­ми к любой де­я­тель­но­сти.

Ин­те­ре­сы также можно клас­си­фи­ци­ро­вать в за­ви­си­мо­сти от на­прав­лен­но­сти или по но­си­те­лю этих ин­те­ре­сов. К пер­вой груп­пе от­но­сят со­ци­аль­ные, ду­хов­ные и по­ли­ти­че­ские ин­те­ре­сы. Ко вто­рой - ин­те­ре­сы со­ци­у­ма в целом, груп­по­вые и ин­ди­ви­ду­аль­ные ин­те­ре­сы.

Ин­те­ре­сы лич­но­сти вы­ра­жа­ют ее на­прав­лен­ность, ко­то­рая опре­де­ля­ет во мно­гом его путь и ха­рак­тер любой де­я­тель­но­сти.

В общем своем про­яв­ле­нии ин­те­ре­сом можно на­звать ис­тин­ную при­чи­ну об­ще­ствен­ных и пер­со­наль­ных дей­ствий, со­бы­тий, ко­то­рая стоит непо­сред­ствен­но за по­буж­де­ни­я­ми - мо­ти­ва­ми ин­ди­ви­дов, при­ни­ма­ю­щих уча­стие в этих самых дей­стви­ях. Ин­те­рес бы­ва­ет объ­ек­тив­ным и объ­ек­тив­ным со­ци­аль­ным, осо­знан­ным, ре­а­ли­зу­е­мым.

Объ­ек­тив­но эф­фек­тив­ный и оп­ти­маль­ный путь для удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей на­зы­ва­ет­ся объ­ек­тив­ным ин­те­ре­сом. Такой ин­те­рес объ­ек­тив­но­го ха­рак­те­ра, не за­ви­сит от со­зна­ния ин­ди­ви­да.

Объ­ек­тив­но эф­фек­тив­ный и оп­ти­маль­ный путь для удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей в об­ще­ствен­ном про­стран­стве на­зы­ва­ет­ся объ­ек­тив­ным со­ци­аль­ным ин­те­ре­сом. На­при­мер, на рынке очень много ларь­ков, ма­га­зин­чи­ков и опре­де­лен­но су­ще­ству­ет оп­ти­маль­ный путь к луч­ше­му и са­мо­му де­ше­во­му то­ва­ру. Это и будет про­яв­ле­ни­ем объ­ек­тив­ным со­ци­аль­ным ин­те­ре­сом. Су­ще­ству­ет мно­же­ство спо­со­бов со­вер­ше­ния раз­лич­ных по­ку­пок, но обя­за­тель­но среди них будет один объ­ек­тив­но оп­ти­маль­ный для кон­крет­ной си­ту­а­ции.

Пред­став­ле­ния субъ­ек­та де­я­тель­но­сти о том, как все-таки лучше удо­вле­тво­рить свои по­треб­но­сти на­зы­ва­ет­ся осо­знан­ным ин­те­ре­сом. Такой ин­те­рес может сов­па­дать с объ­ек­тив­ным или немно­го от­ли­чать­ся, а может иметь аб­со­лют­но про­ти­во­по­лож­ную на­прав­лен­ность. Непо­сред­ствен­ной при­чи­ной прак­ти­че­ски всех дей­ствий субъ­ек­тов яв­ля­ет­ся имен­но ин­те­рес осо­знан­но­го ха­рак­те­ра. Такой ин­те­рес ос­но­ван на пер­со­наль­ном опыте че­ло­ве­ка. Путь, ко­то­рым идет че­ло­век для удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей лич­но­сти на­зы­ва­ет­ся ре­а­ли­зу­е­мым ин­те­ре­сом. Он может пол­но­стью сов­па­дать с ин­те­ре­сом осо­знан­но­го ха­рак­те­ра, так и аб­со­лют­но про­ти­во­ре­чить ему.

Су­ще­ству­ет еще одна раз­но­вид­ность ин­те­ре­сов - это товар. Такая раз­но­вид­ность пред­став­ля­ет собой и путь к удо­вле­тво­ре­нию по­треб­но­стей, и спо­соб их удо­вле­тво­ре­ния. Товар может быть оп­ти­маль­ным спо­со­бом удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей и может ка­зать­ся та­ко­вым.

Ду­хов­ные по­треб­но­сти лич­но­сти.

Ду­хов­ные по­треб­но­сти лич­но­сти - это на­прав­лен­ное устрем­ле­ние к са­мо­ре­а­ли­за­ции, вы­ра­жа­ет­ся через твор­че­ство или по­сред­ством дру­гой де­я­тель­но­сти.

Вы­де­ля­ют 3 ас­пек­та тер­ми­на ду­хов­ные по­треб­но­сти лич­но­сти:

  • К пер­во­му ас­пек­ту от­но­сит­ся стрем­ле­ние к овла­де­нию ре­зуль­та­та­ми ду­хов­ной про­из­во­ди­тель­но­сти. К нему от­но­сят­ся при­об­ще­ние к ис­кус­ству, куль­ту­ре, науке.
  • Вто­рой ас­пект за­клю­ча­ет­ся в фор­мах вы­ра­же­ния по­треб­но­стей в ма­те­ри­аль­ном по­ряд­ке и со­ци­аль­ных от­но­ше­ни­ях в ны­неш­нем об­ще­стве.
  • Тре­тий ас­пект - это гар­мо­ни­че­ское раз­ви­тие ин­ди­ви­да.

Любые ду­хов­ные нужды пред­став­ле­ны внут­рен­ни­ми по­буж­де­ни­я­ми че­ло­ве­ка к его ду­хов­но­му про­яв­ле­нию, твор­че­ству, со­зи­да­нию, тво­ре­нию ду­хов­ных цен­но­стей и к их по­треб­ле­нию, к ду­хов­ным ком­му­ни­ка­ци­ям (об­ще­нию). Они обу­слов­ле­ны внут­рен­ним миром ин­ди­ви­да, стрем­ле­ни­ем уйти в себя, со­сре­до­то­чить­ся на том, что не свя­за­но с со­ци­аль­ны­ми и фи­зио­ло­ги­че­ски­ми по­треб­но­стя­ми.

Эти по­треб­но­сти по­буж­да­ют людей к за­ня­ти­ем ис­кус­ством, ре­ли­ги­ей, куль­ту­рой не для того, чтобы удо­вле­тво­рить свои фи­зио­ло­ги­че­ские и со­ци­аль­ные нужды, а для того, чтобы по­нять смысл су­ще­ство­ва­ния. Их от­ли­чи­тель­ной чер­той яв­ля­ет­ся нена­сы­ща­е­мость. Так как чем боль­ше удо­вле­тво­ря­ют­ся внут­рен­ние нужды, тем более на­пря­жен­ны­ми и устой­чи­вы­ми они ста­но­вят­ся.

Пре­де­лов про­грес­сив­но­го роста ду­хов­ных нужд не су­ще­ству­ет. Огра­ни­че­ни­ем та­ко­го роста и раз­ви­тия могут вы­сту­пать толь­ко ко­ли­че­ство на­коп­лен­ных ранее че­ло­ве­че­ством бо­гатств ду­хов­но­го ха­рак­те­ра, силы же­ла­ний ин­ди­ви­да участ­во­вать в их про­из­ве­де­нии и его воз­мож­но­стей. Ос­нов­ные при­зна­ки, от­ли­ча­ю­щие ду­хов­ные по­треб­но­сти от ма­те­ри­аль­ных:

  • по­треб­но­сти ду­хов­но­го ха­рак­те­ра воз­ни­ка­ют в со­зна­нии ин­ди­ви­да;
  • по­треб­но­стям ду­хов­но­го ха­рак­те­ра при­су­ща необ­хо­ди­мость, а уро­вень сво­бо­ды в вы­бо­ре спо­со­бов и средств удо­вле­тво­ре­ния таких по­треб­но­стей зна­чи­тель­но выше, чем у ма­те­ри­аль­ных;
  • удо­вле­тво­ре­ние боль­шин­ства нужд ду­хов­но­го ха­рак­те­ра свя­за­но в ос­нов­ном с ко­ли­че­ством сво­бод­но­го вре­ме­ни;
  • в таких по­треб­но­стях связь между объ­ек­том нужды и субъ­ек­том ха­рак­те­ри­зу­ет­ся опре­де­лен­ной сте­пе­нью бес­ко­ры­стия;
  • про­цесс удо­вле­тво­ре­ния нужд ду­хов­но­го ха­рак­те­ра не имеет гра­ниц.

По сво­е­му со­дер­жа­нию ду­хов­ные нужды объ­ек­тив­ны. Они опре­де­ле­ны со­во­куп­но­стью усло­вий жиз­не­де­я­тель­но­сти ин­ди­ви­дов и вы­ка­зы­ва­ют объ­ек­тив­ную на­доб­ность ду­хов­но­го изу­че­ния ими со­ци­аль­но­го и при­род­но­го мира, ко­то­рый их окру­жа­ет.

Юрий Шаров вы­де­лил раз­вер­ну­тую клас­си­фи­ка­цию ду­хов­ных нужд: необ­хо­ди­мость тру­до­вой де­я­тель­но­сти; на­доб­ность об­ще­ния; эс­те­ти­че­ские и нрав­ствен­ные нужды; на­уч­но-по­зна­ва­тель­ные нужды; на­доб­ность в оздо­ров­ле­нии; нужда во­ин­ско­го долга. Одной важ­ней­шей ду­хов­ной на­доб­но­стью лич­но­сти яв­ля­ет­ся по­зна­ние. Бу­ду­щее лю­бо­го об­ще­ства за­ви­сит от ду­хов­но­го фун­да­мен­та, ко­то­рый будет вы­ра­бо­тан у со­вре­мен­ной мо­ло­де­жи.

Пси­хо­ло­ги­че­ские по­треб­но­сти лич­но­сти.

Пси­хо­ло­ги­че­ские по­треб­но­сти ин­ди­ви­да - это такие по­треб­но­сти, ко­то­рые не сво­дят­ся к те­лес­ным нуж­дам, но и до уров­ня ду­хов­ных не до­тя­ги­ва­ют. К таким нуж­дам обыч­но от­но­сит­ся на­доб­ность в аф­фи­ли­а­ции, об­ще­нии и др.

Нужда в об­ще­нии у детей - это не врож­ден­ная по­треб­ность. Она фор­ми­ру­ет­ся по­сред­ством ак­тив­но­сти окру­жа­ю­щих взрос­лых лиц. Обыч­но ак­тив­но на­чи­на­ет про­яв­лять­ся к двум ме­ся­цам жизни. Под­рост­ки же имеют убеж­ден­ность, что их нужда в об­ще­нии при­но­сит им воз­мож­ность ак­тив­но ис­поль­зо­вать взрос­лых.

На взрос­лых людей недо­ста­точ­ное удо­вле­тво­ре­ние по­треб­но­сти в об­ще­нии вли­я­ет па­губ­но. Они по­гру­жа­ют­ся в нега­тив­ные эмо­ции. Нужда в при­ня­тии за­клю­ча­ет­ся в же­ла­нии ин­ди­ви­да быть при­ня­тым дру­гим лицом груп­пой лиц или об­ще­ством в целом. Такая на­доб­ность неред­ко под­тал­ки­ва­ет че­ло­ве­ка к на­ру­ше­нию об­ще­при­ня­тых норм и может при­во­дить к асо­ци­аль­но­му по­ве­де­нию.

Среди пси­хо­ло­ги­че­ских нужд раз­ли­ча­ют ба­зо­вые по­треб­но­сти лич­но­сти. Это такие по­треб­но­сти, при неудо­вле­тво­ре­нии ко­то­рых ма­лень­кие дети не смо­гут по­лу­чить пол­но­цен­ное раз­ви­тие. Они как бы оста­нав­ли­ва­ют­ся в своем раз­ви­тии и ста­но­вят­ся более под­вер­жен­ны­ми неко­то­рым за­бо­ле­ва­ни­ям, чем их сверст­ни­ки, у ко­то­рых такие по­треб­но­сти удо­вле­тво­ре­ны. Так, на­при­мер, если малыш ре­гу­ляр­но по­лу­ча­ет корм­ле­ние, но рас­тет без долж­но­го об­ще­ния с ро­ди­те­ля­ми, его раз­ви­тие может за­дер­жи­вать­ся.

Ба­зо­вые по­треб­но­сти лич­но­сти взрос­лых людей пси­хо­ло­ги­че­ско­го ха­рак­те­ра под­раз­де­ля­ют­ся на 4 груп­пы: ав­то­но­мия - нужда в са­мо­сто­я­тель­но­сти, неза­ви­си­мо­сти; нужда в ком­пе­тент­но­сти; на­доб­ность в зна­чи­мых для ин­ди­ви­да меж­лич­ност­ных вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях; по­треб­ность яв­лять­ся чле­ном со­ци­аль­ной груп­пы, чув­ство­вать себя лю­би­мым. Сюда также от­но­сит­ся и чув­ство соб­ствен­ной зна­чи­мо­сти, и нужда в при­зна­нии дру­ги­ми.

В слу­ча­ях неудо­вле­тво­ре­ния ба­зо­вых фи­зио­ло­ги­че­ских нужд стра­да­ет фи­зи­че­ское здо­ро­вье ин­ди­ви­да, а в слу­ча­ях неудо­вле­тво­ре­ния ба­зо­вых пси­хо­ло­ги­че­ских нужд стра­да­ет дух (пси­хо­ло­ги­че­ское здо­ро­вье).

Мо­ти­ва­ция и по­треб­но­сти лич­но­сти.

Мо­ти­ва­ци­он­ные про­цес­сы ин­ди­ви­да имеют в себе на­прав­лен­ность до­сти­же­ния или, на­о­бо­рот, из­бе­га­ния по­став­лен­ных целей, ре­а­ли­зо­вать опре­де­лен­ную де­я­тель­ность или нет. Со­про­вож­да­ют­ся такие про­цес­сы раз­лич­ны­ми эмо­ци­я­ми как по­ло­жи­тель­но­го, так и от­ри­ца­тель­но­го ха­рак­те­ра, на­при­мер, ра­дость, страх. Также во время таких про­цес­сов по­яв­ля­ет­ся неко­то­рое пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ское на­пря­же­ние. Это озна­ча­ет, что мо­ти­ва­ци­он­ные про­цес­сы со­про­вож­да­ют­ся со­сто­я­ни­ем воз­буж­де­ния или взвол­но­ван­но­сти, также может по­яв­лять­ся ощу­ще­ние упад­ка или при­ли­ва сил.

С одной сто­ро­ны ре­гу­ля­ция пси­хи­че­ских про­цес­сов, ко­то­рые вли­я­ют на на­прав­лен­ность де­я­тель­но­сти и чис­лен­ность энер­гии, нуж­ной для вы­пол­не­ния этой самой де­я­тель­но­сти на­зы­ва­ет­ся мо­ти­ва­ци­ей. А с дру­гой сто­ро­ны мо­ти­ва­ция - это все-таки опре­де­лен­ная со­во­куп­ность мо­ти­вов, ко­то­рая при­да­ет на­прав­лен­ность де­я­тель­но­сти и са­мо­му внут­рен­не­му про­цес­су по­буж­де­ния.

Мо­ти­ва­ци­он­ны­ми про­цес­са­ми объ­яс­ня­ет­ся непо­сред­ствен­но выбор между раз­ны­ми ва­ри­ан­та­ми дей­ствий, но ко­то­рые имеют равно при­тя­га­тель­ные цели. Имен­но мо­ти­ва­ция вли­я­ет на упор­ство и на­стой­чи­вость, с по­мо­щью ко­то­рых ин­ди­вид до­би­ва­ет­ся по­став­лен­ных целей, пре­одо­ле­ва­ет пре­пят­ствия.

Ло­ги­че­ским объ­яс­не­ни­ем при­чин дей­ствий или по­ве­де­ния на­зы­ва­ют мо­ти­ви­ров­кой. Мо­ти­ви­ров­ка может иметь от­ли­чия от ре­аль­ных мо­ти­вов или осо­знан­но при­ме­нять­ся для того, чтобы их за­мас­ки­ро­вать.

Мо­ти­ва­ция до­ста­точ­но тесно свя­за­на с нуж­да­ми и по­треб­но­стя­ми ин­ди­ви­да, по­то­му что по­яв­ля­ет­ся при воз­ник­но­ве­нии же­ла­ний (нужд) или недо­стат­ка чего-либо. Мо­ти­ва­ция яв­ля­ет­ся на­чаль­ным эта­пом фи­зи­че­ской и пси­хи­че­ской ак­тив­но­сти ин­ди­ви­да. Т.е. она пред­став­ля­ет собой некое по­буж­де­ние к про­из­ве­де­нию дей­ствий опре­де­лен­ным мо­ти­вом или про­цес­сом вы­бо­ра при­чин для кон­крет­но­го на­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти.

Сле­ду­ет все­гда учи­ты­вать, что за со­вер­шен­но ана­ло­гич­ны­ми, с пер­во­го взгля­да, по­ступ­ка­ми или дей­стви­я­ми субъ­ек­та могут сто­ять аб­со­лют­но раз­ные при­чи­ны, т.е. мо­ти­ва­ция у них может быть со­всем раз­ной.

Мо­ти­ва­ция бы­ва­ет внеш­ней (экст­рин­сив­ной) или внут­рен­няя (инт­рин­сив­ной). Пер­вая не свя­за­на с со­дер­жа­ни­ем кон­крет­ной де­я­тель­но­сти, но обу­слов­ле­на внеш­ни­ми усло­ви­я­ми от­но­си­тель­но субъ­ек­та. Вто­рая свя­за­на непо­сред­ствен­но с со­дер­жа­ни­ем про­цес­са де­я­тель­но­сти. Также раз­ли­ча­ют от­ри­ца­тель­ную и по­ло­жи­тель­ную мо­ти­ва­цию. Мо­ти­ва­ция, ос­но­вой ко­то­рой яв­ля­ют­ся по­зи­тив­ные по­сы­лы, на­зы­ва­ет­ся по­ло­жи­тель­ной. А мо­ти­ва­ция, ос­но­вой ко­то­рой яв­ля­ют­ся от­ри­ца­тель­ные по­сы­лы, на­зы­ва­ет­ся со­от­вет­ствен­но от­ри­ца­тель­ной. На­при­мер, по­ло­жи­тель­ной мо­ти­ва­ци­ей будет - "если я хо­ро­шо себя буду вести, то мне купят мо­ро­же­ное", от­ри­ца­тель­ной - "если я хо­ро­шо себя буду вести, то меня не будут на­ка­зы­вать".

Мо­ти­ва­ция может быть ин­ди­ви­ду­аль­ной, т.е. устрем­лен­ной на под­дер­жа­ние по­сто­ян­ства внут­рен­ней среды сво­е­го ор­га­низ­ма. На­при­мер, из­бе­га­ние бо­ле­вых ощу­ще­ний, жажда, стрем­ле­ние к под­дер­жа­нию оп­ти­маль­ной тем­пе­ра­ту­ры, голод и др. Также может быть груп­по­вой. К ней от­но­сит­ся за­бо­та о детях, поиск и выбор сво­е­го места в со­ци­аль­ной иерар­хии и др. К по­зна­ва­тель­ным мо­ти­ва­ци­он­ным про­цес­сам от­но­сят раз­лич­ную иг­ро­вую де­я­тель­ность и ис­сле­до­ва­тель­скую.

Ос­нов­ные по­треб­но­сти лич­но­сти.

Ос­нов­ные (ве­ду­щие) по­треб­но­сти (нужды) лич­но­сти могут раз­ли­чать­ся не толь­ко по со­дер­жа­нию, но и по уров­ню обу­слов­лен­но­сти со­ци­у­мом. Неза­ви­си­мо от пола или воз­рас­та, а также от со­ци­аль­ной при­над­леж­но­сти любой че­ло­век имеет ос­нов­ные по­треб­но­сти. Более по­дроб­но в своем труде их опи­сал Аб­ра­хам Мас­лоу. Он пред­ло­жил тео­рию ос­но­ван­ную на прин­ци­пе иерар­хи­че­ской струк­ту­ры. Т.е. одни по­треб­но­сти лич­но­сти яв­ля­ют­ся пер­вич­ны­ми в со­от­но­ше­нии с дру­ги­ми. На­при­мер, если че­ло­век ис­пы­ты­ва­ет жажду или голод, его не особо будет вол­но­вать, ува­жа­ет его сосед или нет. От­сут­ствие пред­ме­та нужды Мас­лоу на­зы­вал де­фи­цит­ны­ми или де­фи­ци­тар­ны­ми по­треб­но­стя­ми. Т.е. при от­сут­ствии еды (пред­ме­та нужды), че­ло­век будет стре­мить­ся лю­бы­ми пу­тя­ми вос­пол­нить такой де­фи­цит любым воз­мож­ным для него спо­со­бом.

Ос­нов­ные по­треб­но­сти под­раз­де­ля­ют­ся на 6 групп:

1. К ним от­но­сят в первую оче­редь фи­зи­че­скую нужду, вклю­ча­ю­щую в себя необ­хо­ди­мость в еде, питье, воз­ду­хе, сне, ин­тим­ные от­но­ше­ния.

2. Нужда в по­хва­ле, до­ве­рии, любви и др. на­зы­ва­ет­ся эмо­ци­о­наль­ны­ми по­треб­но­стя­ми.

3. Нужда в дру­же­ских от­но­ше­ни­ях, в ува­же­нии в кол­лек­ти­ве или дру­гой со­ци­аль­ной груп­пе на­зы­ва­ет­ся об­ще­ствен­ной по­треб­но­стью.

4. Нужда в по­лу­че­нии от­ве­тов на по­став­лен­ные во­про­сы, удо­вле­тво­ре­нии лю­бо­пыт­ства на­зы­ва­ют­ся ин­тел­лек­ту­аль­ны­ми по­треб­но­стя­ми.

5. Вера в бо­же­ствен­ную власть или про­сто по­треб­ность ве­рить на­зы­ва­ет­ся ду­хов­ной по­треб­но­стью. Такие по­треб­но­сти по­мо­га­ют людям об­ре­сти спо­кой­ствие, пе­ре­жи­вать непри­ят­но­сти и др.

6. Необ­хо­ди­мость са­мо­вы­ра­же­ния по­сред­ством твор­че­ства на­зы­ва­ет­ся твор­че­ской нуж­дой.

Все пе­ре­чис­лен­ные по­треб­но­сти лич­но­сти - это часть каж­до­го че­ло­ве­ка. Удо­вле­тво­ре­ние всех ос­нов­ных нужд, же­ла­ний, по­треб­но­стей че­ло­ве­ка спо­соб­ству­ют его здо­ро­вью и по­зи­тив­но­му на­строю во всех де­я­ни­ях. Все ос­нов­ные по­треб­но­сти обя­за­тель­но об­ла­да­ют цик­лич­но­стью про­цес­сов, на­прав­лен­но­стью и на­пря­жен­но­стью. Все по­треб­но­сти в про­цес­сах их удо­вле­тво­ре­ния за­креп­ля­ют­ся. Вна­ча­ле удо­вле­тво­рен­ная ос­нов­ная по­треб­ность вре­мен­но при­ти­ха­ет (уга­са­ет) для того, чтобы со вре­ме­нем воз­ник­нуть с еще боль­шей ин­тен­сив­но­стью.

По­треб­но­сти, вы­ра­жен­ные более слабо, но мно­го­крат­но удо­вле­тво­рен­ные, по­сте­пен­но ста­но­вят­ся более устой­чи­вы­ми. Су­ще­ству­ет опре­де­лен­ная за­ко­но­мер­ность в за­креп­ле­ни­ях по­треб­но­стей - чем мно­го­об­раз­нее сред­ства, ис­поль­зу­е­мые для за­креп­ле­ния нужд, тем более проч­но они за­креп­ля­ют­ся. В этом слу­чае по­треб­но­сти де­ла­ют­ся ос­но­ва­ми по­ве­ден­че­ских дей­ствий.

Нужда опре­де­ля­ет весь адап­ти­ру­ю­щий ме­ха­низм пси­хи­ки. Пред­ме­ты ре­аль­но­сти при этом от­ра­жа­ют­ся как ве­ро­ят­ные пре­пят­ствия или усло­вия для удо­вле­тво­ре­ния нужд. По­это­му любая ос­нов­ная по­треб­ность осна­ще­на свое­об­раз­ны­ми эф­фек­то­ра­ми и де­тек­то­ра­ми. Воз­ник­но­ве­ние ос­нов­ных по­треб­но­стей и их ак­ту­а­ли­за­ция на­прав­ля­ет пси­хи­ку на опре­де­ле­ние со­от­вет­ствен­ных целей... и дей­ствий, по до­сти­же­нию этих целей.

feat. Анна Вед­меш.