fbpx

Экзистенциальный кризис

Экзистенциальный кризис (existentia - существование; κρίσις - решение, поворотный пункт) - состояние тревоги, чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования.

Наиболее распространён в культурах, где основные нужды для выживания уже удовлетворены.

Следует подчеркнуть, что экзистенциальный кризис - это одно из конструктивных переживаний человека, когда подвергаются сомнению и пересмотру все привычные жизненные опоры, поскольку в этом состоянии человек способен утвердиться в уже существующем смысле жизни, либо обрести новый благодаря своеобразной психической "перезагрузке", начав судьбоносный переворот. Наступление экзистенциального кризиса - это неотъемлемый жизненный период развития и формирования зрелой личности.

Потребность в осмыслении собственного существования всегда являлась одной из острейших тем. Успешное решение задачи о смысле жизни дает человеку успешную жизнь, так как ставит цель и определяет пути ее достижения. В случае неудачи при ответе на вопрос о смысле, возникает то явление, которое и является объектом исследования в данной статье. Мы говорим про экзистенциальный кризис.

Причины экзистенциального кризиса.

Экзистенциальный кризис возникает у представителей зрелого возраста, когда человек начинает думать о пережитых событиях и достижениях за всю свою жизнь. В иных случаях кризис возникает у молодых людей, которые только встали на путь формирования своей личности. Они начинают постоянно задумываться о смысле существования и редко приходят к хорошим выводам.

Экзистенциальный кризис появляется когда человеку не требуется решать злободневные проблемы. Например, при наличии достаточного количества средств на достойную жизнь. При неимении дела в котором можно непрерывно развиваться, многим людям попросту надоедает однообразие жизни, и они начинают задумываться о смысле существования.

Экзистенциальному кризису меньше всего подвержены люди, занимающиеся тяжелым физическим трудом и те, кто постоянно находится в движении. Этому есть простое объяснение. Чем меньше свободного времени есть у человека, тем реже он задумывается о своем предназначении и смысле бытия. Риск появления экзистенциального кризиса высок у представителей творческих профессий или безработных людей. Экзистенциальных кризисов может быть несколько.

Если человек в процессе поиска существенных оснований своей жизни терпит неудачу, то, в лучшем случае, он старается не думать об этих вещах. В худшем случае он может свести счеты со своей жизнью так и не найдя в ней смысл. Экзистенциальный кризис, энтропия нередко приводят к суицидальным мыслям и их реализации.

Экзистенциальный кризис может быть следствием, а также сопутствовать следующим явлениям:

  • Агностицизм;
  • Внезапное осознание смертности;
  • Депрессивное расстройство;
  • Изоляция от социума;
  • Крайняя степень переживания;
  • Невостребованность, нереализованность;
  • Неудовлетворенность жизнью;
  • Острая нехватка сна;
  • Поиск смысла жизни;
  • Сильная психологическая травма;
  • Утрата чувства реальности;
  • Чувство одиночества и изоляции.

Каждый из экзистенциальных кризисов формируется одновременно с важным, переходным этапом. Его также часто связывают с кризисом среднего возраста, когда приходит понимание, что окончание жизни не так далеко, как казалось раньше. Состояние довольно похоже на социологическое понятие, называемое аномией.

В основном, экзистенциальный кризис - это внезапное осознание того, что субъекту неизвестно, зачем нужна жизнь и / или осознание неизбежно приближающейся собственной гибели.

Человек сталкивается с парадоксом, когда он верит, что его жизнь важна, и в то же время понимает, что человеческое существование само по себе не имеет ни предназначения, ни смысла. В этот момент возникает когнитивный диссонанс. Разрешение этого парадокса ликвидирует кризис.

Экзистенциальный кризис иногда порождается значительным событием или переменой в жизни человека. Обычно событие заставляет человека задуматься о собственной смертности, снимая психологический барьер, защищавший от этих неприятных мыслей. Типичными примерами подобных событий являются уход [смерть] близкого человека, возникшая реальная угроза собственной жизни, использование психоделиков, виртуальная реальность, взросление и уход собственных детей из дома, достижение определённого возраста, потеря работы и средств к существованию...

Экзистенциальное одиночество.

Одинокими могут ощущать себя люди и вне кризисного периода. Они опасаются быть не принятыми обществом, не хотят завязывать отношения с противоположным полом, допускать других людей в свой внутренний мир. При этом смысл жизни у человека не утрачен, он активен на работе, в быту, имеет увлечения.

Экзистенциальное одиночество более глубокое, связанное с разрушением личности и внутреннего мира, человек полностью морально подавлен.

Существует социальный тип экзистенциального одиночества, при котором человек чувствует себя отвергнутым социумом. Чаще всего это проявляется в излишнем беспокойстве по поводу своего социального положения и статуса.

Экзистенциальный страх.

Страх, тревога или ужас являются неотъемлемой частью экзистенциального кризиса личности. Кризисные страхи и переживания выделены в обособленную группу, поскольку обусловлены не реальными событиями, а внутренним состоянием человека. Выделяют 5 групп экзистенциального страха:

1. Страх жизни. Индивид не понимает, как устроена жизни и чувствует ее бессмысленность.

2. Страх смерти. Индивид понимает, что с каждым годом времени на счастливую жизнь у него остается все меньше и начинает задумываться о смерти.

3. Индивид старается держать свой разум под контролем. Он боится потерять этот контроль и перестать отдавать отчет своим действиям.

4. Страх пространства. При малейших переменах в укладе жизни, индивид старается как можно быстрее вернуть ее в прежнее русло.

5. Индивид обладает навязчивым желанием установить во всем свой порядок и уклад. Это желание может приводить к боязни всего нового или же, наоборот, к непринятию устоявшихся норм.

Проявление страха индивидуально для каждого человека. Кто-то может переживать такой период очень болезненно, а чье-то сознание окажется настолько сильным, что не проявит страха. Из-за своих боязней и переживаний человек неспособен реализовать себя в какой-либо сфере жизни. Отсюда возникает чувство вины.

Экзистенциальная вина.

Чувство вины - это неотъемлемая часть людского существования. С одной стороны, человек испытывает вину перед окружающими, делая не то, что они хотят, с другой, занимаясь нелюбимым делом или проживая жизнь не так, как хотелось бы, человек чувствует себя виноватым перед самим собой. Вина проявляет себя в случаях, когда человек не прислушивается к своим чувствам и желаниям.

Существует три типа вины:

  • нормальная;
  • невротическая;
  • экзистенциальная.

Нормальная вина - это призывы совести человека к правильным действиям. Она основывается на моральных принципах, принятых в обществе. Невротическая вина присуща людям, которым кажется, что все их действия вредят близким людям и направлены против окружения.

Экзистенциальная вина универсальна. Она коренится в самоосознании. Экзистенциальная вина вытекает из того факта, что человек может рассматривать себя как индивида, который в состоянии или не в состоянии делать выбор. Таким образом, понятие "экзистенциальная вина" тесно связано с понятием личной ответственности. Экзистенциальная вина не является сама по себе невротической виной, хотя она обладает потенциалом, необходимым для превращения в невротическую вину.

Симптомы экзистенциального состояния.

Эмоциональное состояние, пребывающего в кризисе человека, отличается психологическим дискомфортом и нестабильностью. При описании состояний и особенностей личности человека, переживающего экзистенциальный кризис, наблюдаются серьезные изменения во внутреннем пространстве личности:

  • Уныние и апатия. Мы не хотим и не можем предпринимать обычные действия, нуждаемся в эмоциональной подпитке, жалуемся близким на неудавшуюся жизнь. Часто невозможно произвести обыденные и необходимые действия. Все кажется ненужным, бессмысленным.
  • Изменения в ценностно-смысловой сфере. Повышение значимости экзистенциальных и когнитивных ценностей, ценностей самоактуализации. Отсутствие радости от событий, которые ранее приводили в восторг.
  • Резкое изменение режима сна и его качества. Сон намного дольше обычного, но без ощущения бодрости, длительная инсомния, многочисленные пробуждения среди ночи.
  • Пониженная самооценка. Повышение критичности по отношению к себе на фоне излишней рефлексии, акцентирование собственных недостатков, склонность к самообвинению. Все жизненные достижения нивелируются, а неудачи, напротив выходят на первый план. [Сравнивать себя нужно только с собой же в прошлом, посмотреть с чего мы начали и к чему пришли.]
  • Затруднение с концентрацией внимания, сосредоточением на одном действии. Это синдром психологического выгорания. [Когда человек на подъеме, он с легкостью решает сложные задачи.]
  • Изменение режима питания, аппетита. Проблемы возникают как в сторону отказа от ранее любимой пищи, так и путем чрезмерного приема еды. Соответственно, происходит резкое изменение веса.
  • Изменения в ощущении временной перспективы. Неудовлетворенность прошлым, снижение интереса к настоящему, трансформация психологического будущего.
  • Усиление чувства вины, которое психологи считают агрессией, направленной против самого себя. Трудности осознания спектра возможностей самостоятельного жизненного выбора, утрата доверия. Человек в кризисе часто считает себя виноватым и просит прощения без всякого повода. [Зрелая личность уверенна в себе, даже совершая неблаговидные поступки, пытается их исправить и забыть.]

Наиболее показательным признаком экзистенции является утрата умения мечтать и строить планы. Любая мечта движет нас к цели, побуждает к активным действиям, дарящим радость и надежду. В кризисе желания минимизированы. Если нет смысла в жизни - всё бессмысленно.

Немного теории.

Междисциплинарная точка зрения в отношении экзистенциального кризиса, которая включает психологические, социологические, культурологические и философские воззрения, указывает, что именно экзистенциальные проблемы являются основополагающими проблемами человека и общества. Именно эти проблемы сопровождают жизнь человека, начиная с периода подросткового возраста, и до конца жизненного пути. Первоначальную формулировку экзистенциальные проблемы получили в философии, а затем разрабатывались в русле ряда направлений психологии.

М. Хайдеггером анализировалась возможность неподлинного, неличного бытия, влекущего за собой падение, брошенность, двусмысленность и любопытство. Отсутствие уединенности, независимости от публичности, от власти людей приводит к болезненному состоянию. Поэтому целью развития человека является не успешный общественный человек, а уникальная личность. Уникальность создается в особых пограничных ситуациях: человек получает выход к бытию, вставая лицом к лицу со смертью, либо борясь с серьезной болезнью. М. Хайдеггер называет эти проблемы "способностью быть самим собой".

В. Франкл считал, что понятие смысла жизни тесно связано с самотрансценденцией существования: "Сущность человеческого существования заключена в его самотрансценденции. Быть человеком значит всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваясь делу, которому человек себя посвятил, человеку, которого он любит, или Богу, которому он служит… В служении делу или любви… человек осуществляет сам себя… становится самим собой".

Самотрансценденция - превращение внутренней активности в изменения во внешнем мире.

Введенное В. Франклом понятие экзистенциального вакуума означало состояние внутренней пустоты, ощущение бессмысленности, отсутствие содержания и цели в жизни. "Но экзистенциальный вакуум не является неврозом, и во время депрессивных фаз, всплесков ипохондрии на психосоматической почве, о смысле жизни обычно не думают. Экзистенциальный вакуум может стать причиной особого, ноогенного невроза, который вызван духовной проблемой, моральным или этическим конфликтом".

Депривация - сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять потребности (психофизиологические либо социальные).

Представления В. Франкла об экзистенциальном вакууме очень похожи на представления А. Маслоу о метапатологии, таком состоянии, когда происходит неприятие метамотивации или высших ценностей, порождающей ощущение бессмысленности своей жизни. Депривация высших ценностей наблюдается при удовлетворенности базовых потребностей. К высшим ценностям, по А. Маслоу, относятся осмысленность, правда, красота, справедливость, уникальность, совершенство. Их непринятие человеком приводит к разнообразным метапатологиям - отчужденности, утрате вкуса к жизни, скуке и тоске, бессмысленности, неспособности радоваться, утрате значимости жизни или отказу от жизни, к апатии, утрате свободы воли, страданию, цинизму, бесцельной деструктивности.

На сегодняшний день, в экзистенциальной психологии определены характерные особенности психологически здоровой, развивающейся личности: способность к трансценденции (слияния сознательного и бессознательного), самодетерминация, свобода и творчество, открытость миру, погруженность в поток жизни, полнота и яркость эмоциональных переживаний, осознание своей целостности и способность достойно встречать жизненные трудности.

В гуманистической психологии описаны черты самоактуализированной личности: адекватное восприятие окружающего мира и интерес к неизвестному; принятие себя и окружающего мира; естественность; наличие призвания, жизненной миссии; автономность, склонность к уединению; умение радоваться жизни и ценить прекрасное; чувство идентификации; способность к любви как высшему одухотворенному переживанию; избирательность в межличностных отношениях и способность к глубоким отношениям с немногими друзьями; демократичность и готовность к обучению; четкое следование нравственным принципам в поведении; креативность; чувство юмора; отстраненность от господствующей культуры и спокойное следование тому, что не противоречит собственным моральным нормам.

В русле позитивной психологии считается, что смысл жизни имеет познавательную функцию и функцию самоконтроля, благодаря которым человек осмысливает происходящие и прогнозирует будущие события, принимает решения, регулирует свое эмоциональное состояние и поведение. Присутствие смысла в жизни человека позволяет реализовать имеющийся у него потенциал и может избавить человека от страданий. Наличие смысла способствует также необходимой человеку стабилизации его жизни. Осмысленность жизни зависит от мотивов и целей, причем адекватные, достижимые цели связаны с психологическим благополучием, а при отсутствии достижимых целей смысл жизни утрачивается.Наличие смысла жизни является необходимым, но недостаточным условием достижения счастья, поэтому осмысленная жизнь может быть также несчастливой. Однако страдание, переживаемое человеком, усиливает его потребность в поиске смысла. Благодаря процессу смыслообразования человек не только понимает значение события, в том числе тяжелого для него, но и находит в негативном событии положительные моменты.

Теоретическое осмысление феномена экзистенциального кризиса в современной науке достаточно обширное. Когда человек сталкивается с тем фактом, что не может определить для себя смысл жизни, он начинает испытывать кризис своего существования, то есть экзистенциальный кризис. Это состояние может быть охарактеризовано как исчезновение твердой основы для дальнейшей жизни. Здесь существует два варианта развития событий - позитивный, предполагающий поиск новых смыслов, и деструктивный, предполагающий бегство от себя.

В период протекания кризиса, человек, адекватно оценивающий ситуацию и ориентированный на будущее, может приходить к пониманию перспектив своего свободного выбора. Наступающая депрессия в период фрустрации может стать стимулом по преодолению отчаяния. Именно на негативном эмоциональном фоне обнаруживаются новые онтологические возможности, приводящие к нахождению нового места в мире, обретению нового смысла и выходу из кризиса.

Преодоление кризиса.

Петер Цапффе, в эссе "Последний Мессия" утверждал, что все существа, обладающие самосознанием, используют определённые пути для того, чтобы справиться со страхом перед абсурдностью своего существования, а именно он описал четыре защитных механизма психики: изоляция, фиксация, отвлечение и сублимация.

Изоляция - это способ снять психологическое напряжение путём ухода от взаимодействия с реальностью. Изоляция практически не требует от человека искажения воспринимаемой им реальности. Зачастую восприятие реальности теми, кто чрезмерно полагаются на изоляцию, оказывается значительно более тонким, чем у других людей. Склонность к изоляции есть следствие врождённой сверхчувствительности. Негативным следствием применения этой защиты являются проблемы в социальных контактах.

При фиксации человек принимает за абсолютную истину принятые убеждения - веру, мораль, судьбу, законы жизни. И старается построить свою жизнь в соответствии с этими "данными" правилами, не пытаясь их критически осмыслить и выбрать какие из них реально ему подходят, а какие нет. Да, мир не справедлив, но мы живем в заданных условиях и должны к ним приспособиться.

Отвлечение проявляется, когда человек фокусирует всю энергию на какой-либо задаче или идее и пытается не замечать кризиса. Часто отвлечение представляет собой переход от одного развлечения к другому, будь то путешествия, женщины, азартные игры, хобби и т.п.

При сублимации энергия страха, отчаяния, бессилия перенаправляется в энергию творчества и построения отношений любви. Механизм сублимации трансформирует нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности.

Очень важно понять, что экзистенциальный кризис настигает практически каждого человека, причем не единожды в течение жизни. Это повод проанализировать свои мысли, чувства и поступки и возможность начать новую эпоху своего существования. Мечтайте!