fbpx

Культурные ценности и традиции

В фор­му­ли­ро­ва­нии мо­де­лей эко­но­ми­че­ско­го по­ве­де­ния че­ло­ве­ка дав­нюю тра­ди­цию в ис­то­рии эко­но­ми­че­ской науки имел ана­лиз со­ци­аль­но-ис­то­ри­че­ских фак­то­ров, обу­сло­вив­ших ис­сле­до­ва­ние мо­ти­вов эко­но­ми­че­ско­го по­ве­де­ния че­ло­ве­ка, пре­жде всего как ха­рак­те­ри­сти­ки со­ци­аль­ной груп­пы, клас­са, к ко­то­ро­му он при­над­ле­жит. С уче­том этого об­сто­я­тель­ства ин­ди­ви­ду­аль­ное эко­но­ми­че­ское по­ве­де­ние и ле­жа­щие в его ос­но­ве мо­ти­ва­ции вклю­че­ны в некий це­лост­ный со­ци­ум как на­ци­о­наль­но и ис­то­ри­че­ски опре­де­лен­ную общ­ность людей.

При этом среди фак­то­ров, опре­де­ля­ю­щих че­ло­ве­ка как часть на­ро­да, де­тер­ми­ни­ру­ю­щих со­от­вет­ству­ю­щее эко­но­ми­че­ское по­ве­де­ние и мо­ти­ва­цию, вы­де­ля­ют­ся, пре­жде всего, на­ци­о­наль­ный ха­рак­тер, ра­со­вая при­над­леж­ность, име­ю­щий­ся объем на­коп­лен­ных в об­ще­стве средств про­из­вод­ства, а также куль­тур­ное на­сле­дие. Сле­до­ва­тель­но, в рам­ках рас­смат­ри­ва­е­мо­го на­прав­ле­ния в струк­ту­ру опре­де­ля­ю­щих эко­но­ми­че­ских мо­ти­ва­ций, по­ми­мо об­ще­при­знан­но­го соб­ствен­но­го ин­те­ре­са, или эго­из­ма, были вклю­че­ны мо­ти­ва­ции, вы­хо­дя­щие соб­ствен­но за гра­ни­цы узко эко­но­ми­че­ско­го под­хо­да, а имен­но: чув­ства общ­но­сти, спра­вед­ли­во­сти, то есть уже неэко­но­ми­че­ские по­буж­де­ния, а также на­ци­о­наль­ные эти­че­ские, куль­тур­ные цен­но­сти и тра­ди­ции.

Иными сло­ва­ми, че­ло­век, участ­вуя в эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти и вы­сту­пая ее субъ­ек­том, по­ни­ма­ет­ся, пре­жде всего, как су­ще­ство об­ще­ствен­ное, при­чем су­ще­ство в из­вест­ной мере пас­сив­ное, под­вер­жен­ное все­воз­мож­ным внеш­ним вли­я­ни­ям, опре­де­ля­е­мым гео­гра­фи­че­ски­ми и ис­то­ри­че­ски­ми фак­то­ра­ми, и дви­жи­мое по­оче­ред­но эго­и­сти­че­ски­ми и неэго­и­сти­че­ски­ми (даже аль­тру­и­сти­че­ски­ми) мо­ти­ва­ми.