Стратегию развития можно определить как общий, недетализированный план владельцев бизнеса на получение желаемого результата. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента.
Стратегическое планирование - это процесс полагания целей и путей их достижения, связанных во времени и пространстве. В рамках стратегического планирования обеспечивается комплексное обоснование проблем и определяются действия по их разрешению.
Стратегический маркетинг - активный маркетинговый процесс с долгосрочным горизонтом планирования, направленный на превышение среднерыночных показателей путём систематического проведения политики создания и продвижения товаров и услуг с более высокой потребительской ценностью, чем у конкурентов
Стратегический маркетинг через выстраивание системы регулярного менеджмента, в рамках которой обязательно контролируется не только итоговый результат, но и процесс, с помощью которого достигается устойчивое преимущество, нацеливает компанию на экономические возможности, адаптированные к её ресурсам и обеспечивающие потенциал для роста.
Задачей стратегического маркетинга является уточнение миссии фирмы, разработка целей, формирование стратегии развития и обеспечение сбалансированной структуры товарного портфеля фирмы.
Маркетинговая стратегия - это действия, направленные на оптимизацию рабочего процесса внутри организации с целью ее развития во внутренней и внешней среде.
Стратегическое управление тесно связано с анализом, на основе которого принимаются существенные решения в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Анализ предполагает изучение как отдельных объектов исследования, так и общей ситуации.
Суть.
Сущность маркетинговой стратегии заключается в создании инструментов, направленных на достижение бизнес-целей.
Составлением маркетинговой стратегии занимаются профессионалы своего дела, которые помогают организации эффективно использовать имеющиеся ресурсы и создавать рынок сбыта с фундаментальной целью достижения устойчивого конкурентного преимущества.
План действий иногда составляется на период до 10 лет! Некоторые предприниматели поздно реагируют на изменения, предлагая клиентам временные скидки и акции. Такие действия эффективны только в краткосрочных периодах.
Маркетологи, учитывая изменения на рынке, должны ежеквартально анализировать план и корректировать его. Адаптация поведения под внешние и внутренние изменения поможет занять необходимые позиции в нише и опередить конкурентов.
Цели.
Маркетинговая стратегия преследует следующие цели:
- Рыночные. Рост доли рынка.
- Производственные. Программы внутри бизнеса.
- Организационные. Организационный дизайн, управление кадрами.
- Финансовые. Включают все цели фирмы в денежном выражении.
Маркетинг и инновации - вот что создает прибыль. Все остальное - затраты. Задача маркетинга состоит в том, чтобы свести к минимуму усилия по продажам. Питер Друкер.
Виды.
Назовем главные разновидности стратегий в маркетинге:
- Глобальные.
- Базовые.
- Конкурентные.
- Функциональные.
- Стратегии роста.
Каждый вид означает направление действий. Выбор зависит от того, в каком векторе организация развивается, какими преимуществами и исходными данными обладает.
1. Глобальные стратегии.
Существует пять видов глобальных маркетинговых тактик:
- Интернационализация - предполагает выход на новые площадки сбыта, за пределами страны происхождения;
- Диверсификация - генерация новых единиц продукции;
- Сегментирование - изготовление всевозможных товаров для различных клиентов;
- Глобализация - выпуск товара на основании единых требований рынков;
- Кооперация - взаимодействие с иными компаниями на выгодных условиях для всех сторон.
2. Базовые стратегии.
Такой подход к разделению основан М. Портером. Он определил важнейшие элементы, которые влияли на выбор поведения, и выделил три вида:
- Лидерство. Основное внимание обращено на издержки организации. Контролируется объем затрат, эффективность производственного процесса, инвестиции. Главная задача - добиться снижения издержек. При создании новой единицы продукта следует продумать все до мелочей.
- Дифференциация. Основан на присвоении продукту отличительных свойств, которыми не обладает товар конкурентов. Главная цель - расширить деятельность компании. Бренд Adidas сперва выпускал только спортивную обувь. Сегодня под этой маркой выходит множество околоспортивных товаров: сумки, футболки, спортивные костюмы...
- Специализация. Предполагает узкую направленность деятельности фирмы, стремление к завоеванию лидерских позиций в своем сегменте.
3. Конкурентные стратегии.
Инструменты воздействия зависят от той позиции в конкурентной среде, которую занимает бизнес. В зависимости от занимаемой ниши рынка различают четыре типа:
- Лидер. Фирма является доминирующей. План включает действия по поиску новой целевой аудитории, рекламе, расширению сферы применения продукта.
- Следующий за лидером. Такое направление подразумевает следование за действиями лидера, подражание его решениям или наступательную позицию. Основная цель - поиск слабых сторон лидера.
- Челленджер. Тактика "бросающего вызов" направлена на изменение цены. Чем больше доля рынка у лидера, тем эффективнее действует данный инструмент.
- Нишер. Такой подвид оптимален для компаний, деятельность которых связана с обслуживанием определенного сегмента. Значимая задача - поиск рынков, которые обошел вниманием лидирующий производитель. Чтобы получить эффективный результат, следует оценить прибыльность от захвата сегмента, возможности развития.
4. Функциональные стратегии.
Для каждого бизнеса план разрабатывается с учетом:
Стратегии маркетинга. Главный план развития. Ее ценность заключается в обеспечении необходимой информацией, создании оперативных связей с внешней средой.
Финансовой стратегии. Предусматривает использование всех денежных ресурсов для воплощения в жизнь основной стратегии. В финансовой части можно увидеть результат осуществления всех видов деятельности и корректировать дальнейшую работу.
Инновационной стратегии. Это поведение, направленное на поддержание имиджа продукта. Они предусматривают иные, нетипичные шаги в развитии компании, создание условий для появления мощного потенциала.
Производственной стратегии. Предполагает внесение изменений в процессы создания продукта. Учитывая, что производство - это важный этап деятельности практически в любом бизнесе, от его эффективности будет зависеть результат работы субъекта в целом.
5. Стратегии роста.
Существует всего три направления развития бизнеса: стабилизация, выживание, рост. Последнее является самым популярным среди компаний благодаря возможности увеличения прибыли и завоевания своего обособленного места.
Маркетинговая политика роста представляет собой действия по:
- Активизации существующих возможностей;
- Консолидации с другими субъектами;
- Борьбе за новые рынки.
От целей и поставленных задач зависит выбор более точной тактики.
Интенсивный рост. Все действия направляются на достижение целей бизнеса посредством использования всех существующих ресурсов. Такой метод эффективен в ситуации, когда у фирмы на самом деле есть неиспользованные возможности.
Концепция предусматривает приложение максимальных усилий для завоевания лидирующих позиций, поиск других рынков сбыта, производство уникальной продукции с последующей реализаций на имеющейся платформе.
Диверсифицированный рост. Применяется в случаях, когда нет возможности реализоваться с одним продуктом на рынке. Предусматривает производство новых изделий с сохранением имеющихся. Возможен выпуск подобной продукции, но с применением новых технологий.