Риск проиграть конкурентам или оказаться невостребованным возрастает в разы, если у предприятия нет стратегии развития. Рассказываем, как её разработать и реализовать.
Что такое бизнес-стратегия.
Стратегия развития компании - это долгосрочное глобальное планирование. Руководитель или собственник решают, во что вырастет предприятие через несколько лет, каких целей нужно достигнуть и в каком направлении двигаться.
Различайте стратегию и тактику: первое - это "чего мы хотим", а второе - "как это сделать".
Шаг 1. Исследование макросреды.
На бизнес влияет много внешних факторов, начиная от общего состояния экономики и кончая позициями крупных игроков в сфере. Проанализировав состояние макросреды, можно спланировать доходность и решить, открывать ли новые направления.
Продумывая стратегию организации на несколько лет вперёд, учитывайте следующее:
- Законопроекты, которые могут повлиять на нишу.
- Планируемые сделки крупных компаний.
- Динамика доходов населения.
Например, если у вас небольшой локальный таксопарк и вы узнали, что крупный агрегатор такси планирует захватить эконом-сегмент в регионах, это повод задуматься о перепрофилировании. Например, в течение года можно полностью перейти в премиум-класс.
Шаг 2. Анализ микросреды.
Важно понять, как сейчас развиваются конкуренты и какие потребности есть у клиентов: положение дел в других компаниях может влиять на вашу ценовую политику и активность продвижения.
В анализе помогут:
- Маркетинговые исследования рынка. Благодаря этим данным вы поймёте, растёт ли отрасль или, наоборот, количество денег в ней снижается. Маркетинг поможет также понять основные потребности клиентов.
- Информация о других игроках рынка. Посмотрите, в каком направлении они развиваются, какие сегменты сейчас захватывают, какие услуги или товары анонсируют.
Например, если прямой конкурент кофейни сосредоточился на развитии точек в офисных центрах, то, в зависимости от объёма рынка, можно вступить в борьбу или, наоборот, активно развивать точки "кофе с собой".
Шаг 3. SWOT-анализ.
Когда вы уже знаете, какие внешние факторы могут повлиять на бизнес и чего можно ожидать от конкурентов, изучите сильные и слабые стороны своего дела и сопоставьте их с полученными на первых двух этапах данными.
Для этого используйте SWOT-анализ - инструмент планирования, который помогает объединить всю информацию о бизнесе и сформулировать долгосрочные цели.
Составьте таблицу с четырьмя колонками:
- strengths - преимущества перед конкурентами;
- weaknesses - слабые стороны проекта;
- opportunities - внешние факторы, положительно влияющие на ваше дело;
- threats - внешние угрозы и отрицательно влияющие на бизнес факторы.
А потом систематизируйте информацию.
Шаг 4. Матрица Ансоффа.
Для разработки стратегии развития предприятия попробуйте классический маркетинговый метод - матрицу Ансоффа. Он заключается в выборе одного из четырёх направлений:
- Старый товар и старый рынок. Увеличение объёма сбыта на старом рынке и работа над ростом количества продаж. Например, сейчас вы продаёте 100 килограммов кофе в месяц и ставите цель продавать тонну.
- Старый товар и новый рынок. Выход на новую целевую аудиторию, открытие филиалов в других городах или странах. Пример: вы решаете продавать по 100 килограммов кофе в месяц в соседних городах.
- Новый товар и старый рынок. Усовершенствование продукта. Так, можно продавать кофе, обжаренный по инновационной технологии, о которой покупатели ещё не знают.
- Новый товар и новый рынок. Так называемая диверсификация.
Диверсификация может иметь разные формы:
- Новое с использованием уже имеющихся ресурсов. Например, продавец кофе открывает в том же помещении точку "кофе с собой". В этом случае он варит напиток из зерна тех же поставщиков.
- Расширение матрицы товаров: продавали кофе - добавили в ассортимент чай и сладости.
Подумайте, какое направление развития будет эффективнее, учитывая результаты SWOT-анализа.
Шаг 5. Определитесь с целями и задачами.
Сформулируйте основную цель. Например:
- стать лидером рынка и увеличить объём реализации товара в n раз через 2 года;
- открыть x филиалов в других городах в ближайшие 5 лет;
- вывести и реализовать y единиц нового товара в течение года;
- расширить товарную матрицу магазина на z позиций и открыть гипермаркет через 1,5 года.
Затем пропишите глобальные задачи для каждой цели. Так, чтобы стать лидером рынка, нужно:
- увеличить складские мощности;
- провести модернизацию производства;
- расширить отдел продаж;
- найти новые форматы продвижения;
- договориться о поставках с крупными сетями;
- открыть точки реализации во всех микрорайонах города.
Универсальных целей и задач нет, их нужно формулировать для каждого предприятия отдельно. Когда определите направление развития, приступайте к продумыванию тактики и выстаивайте операционную деятельность так, чтобы выполнить запланированное в установленные сроки (важно, чтобы они были реалистичными).
В итоге у вас получится гибкий задокументированный план, который можно и нужно обновлять в зависимости от внешней среды и состояния предприятия. Анализируйте, куда сейчас движется компания и насколько это соответствует изначальному замыслу, а потом модернизируйте документ, дополняя новыми целями.