Что такое целеполагание.
Целеполагание - это осознанный или неосознанный процесс выбора и постановки целей, определяющий жизненную и деловую стратегию развития.
У каждого человека есть цели: часть из них поставлена им самим, а многие определены семьёй, обществом, окружением. Окончить школу, поступить в ВУЗ, получить профессию, найти высокооплачиваемую работу - вот основной список стандартных жизненных ситуаций, в которых выбираются цели. У бизнеса также есть собственные цели - увеличить прибыль, вывести новый продукт на рынок, обойти конкурентов...
От выбранных вами приоритетов будет зависеть общий уровень успешности и удовлетворённости жизнью, а также степень эффективности в деловой среде. При неосознанном целеполагании цели появляются спонтанно, в зависимости от социальной среды, текущих обстоятельств и потребностей низшего уровня. Результат - отсутствие радости, целостности и гармонии в жизни.
Это актуально и для бизнеса: компании без чётко выстроенной иерархии целей развиваются стихийно, что ограничивает их шансы на успех и уменьшает конкурентоспособность.
Осознанное целеполагание - это выбор целей, определённых внутренними мотивами, существующей ситуацией и ориентированных на достижение желаемых результатов.
Задача состоит в том, чтобы все свои цели сделать осознанными, то есть продуманными именно вами лично, вытекающими из ваших потребностей. Это идеальное состояние.
Что лежит в основе целеполагания.
Целеполагание тесно связано с такими понятиями, как потребности и мотивы.
Потребность - это острая необходимость в чём-либо.
Достаточно полно иерархию потребностей человека описал Абрахам Маслоу. Основу его пирамиды составляют потребности в физиологическом поддержании жизни и безопасности (низший уровень), далее следуют потребность в принадлежности, любви, уважении, признании, самореализации (высший уровень).
Необходимо правильно ставить цели в зависимости от наиболее актуальных, в данный период жизни, потребностей: если важно признание, то цель - написать книгу, реализовать проект или сделать что-то другое, что принесёт славу...
Мотив - это то, что побуждает нас к деятельности.
Цели, которые не вызывают желания действовать, трудно реализовать. Поэтому при осознанном целеполагании важно определить уровень мотивации.
Применительно к компаниям говорят не о потребностях и мотивах, а о Миссии и Видении.
Миссия раскрывает основную причину существования бизнес-структуры и отвечает на вопрос - какую ценность компания несёт людям и обществу или в чём смысл её существования.
Видение - это образное представление организации в будущем. При внедрении в компанию регулярного процесса целеполагания определение Миссии и Видение - это первый шаг.
Почему целеполагание важно.
Грамотное целеполагание решает комплекс проблем:
- Увеличивает результативность. Наличие правильных целей, которые совпадают с вашими ценностями, потребностями и мотивами, помогает достигать больших результатов с меньшими усилиями.
- Внедряет в жизни конкретного человека или организации понятие "важно". То есть то, что ведёт к достижению выбранных целей - это важно.
- Позволяет управлять деятельностью во времени. Целеполагание предполагает планирование своих действий, для которых необходимо чётко выделять соответствующие периоды времени.
- Повышает ощущение целостности жизни и системности в бизнесе. Когда цели начинают реализовываться, вы ощущаете радость, получаете удовлетворение и другие позитивные моменты.