Контакт с подчиненными

Получить должность руководителя - полдела. На следующем этапе - этапе адаптации - нужно наладить контакт с подчиненными. Как за пять шагов стать своим в коллективе, и что ни в коем случае нельзя делать на этапе адаптации.

Новому руководителю не всегда просто наладить контакт с подчиненными, потому что:

  • предыдущий руководитель мог быть всеобщим любимцем;
  • несколько сотрудников компании наверняка тоже хотели занять его место;
  • сопротивление изменениям еще никто не отменял и т.д.

Как правило, с приходом нового руководителя у сотрудников появляются страхи. Во-первых, они связаны с неопределенностью. Вдруг новый руководитель будет постоянно контролировать, штрафовать? Вдруг будет чересчур жестким? Во-вторых, сотрудники боятся, что новый руководитель нарушит устоявшиеся в коллективе связи. По этим причинам босс, который только что пришел в компанию, сталкивается с недоброжелательным отношением к себе.

Шаг № 1. Приветствие.

Разберем все сначала. Имеет значение все: в чем вы придете на новое место работы, как войдете и что скажете. Как написал Марк Леви, "Жизнь никогда не предоставляет нам второй возможности составить первое впечатление".

Когда вы впервые придете в офис, не прячьтесь и не молчите. Войдите уверенно, поздоровайтесь со всеми, затем скажите: "Коллеги, доброе утро! Вы со мной еще не знакомы. Меня зовут Геннадий Горгуль, я буду работать руководителем отдела [название отдела]. Рад вас всех видеть! Если будут вопросы - обращайтесь".

Шаг № 2. Чаепитие.

Дальше вам нужно со всеми познакомиться. Предложите коллегам вместе выпить чай и в обед съесть торт или пирожные, которые вы принесли. Во время непринужденной беседы на кухне вы скорее запомните имена и сможете показать себя как интересного собеседника. Разумеется, сообщить о чаепитии следует утром, чтобы работники не разбежались по своим делам раньше времени.

Шаг № 3. Более плотное знакомство.

Мало собрать компанию, нужно еще организовать всех и замотивировать идти с вами до конца. Поэтому переходите к третьему шагу. Теперь ваша задача - узнать цели и мотивацию каждого участника команды:

  • Пригласите коллег провести вместе досуг или организовать мероприятие. Хорошо, если скоро предстоит корпоратив, а если нет, то можно вместе сходить на пикник или устроить велопрогулку.
  • Хвалите подчиненных за достижения. Только не перегните палку: становитесь ближе, но все же на определенной дистанции. Вы должны быть хорошим знакомым и авторитетом, а не близким другом.

Шаг № 4. Работа над репутацией.

Давайте начнем обсуждение четвертого шага со слов шведского химика Альфреда Нобеля: "Хорошая репутация более важна, чем чистая рубашка. Рубашку можно выстирать, репутацию - никогда". Работайте над своей репутацией, и увидите, что подчиненные начнут относиться к вам с уважением:

  • будьте справедливым;
  • будьте честным;
  • ведите людей за собой;
  • защищайте своих подчиненных;
  • критикуйте по делу, чаще хвалите;
  • не выбирайте любимчиков;
  • не сплетничайте;
  • развивайте свою команду;
  • учитывайте мнения подчиненных.

Люди не любят болтунов и тех, кто показывает свое превосходство. Поэтому если вы на деле покажете, что вы - профессионал, благодаря которому вся команда развивается, благоприятная атмосфера в коллективе обеспечена.

Шаг № 5: Обозначение целей.

Ставьте цели и планируйте, а также обучайте этому коллег. Каждый участник команды должен знать, к чему идет компания, и как лично он может помочь в достижении цели.

Отдельно рекомендую научить подчиненных планированию. Те, кто еще не фиксирует задачи на день, неделю и месяц, будут вам очень благодарны. Не надо никаких особых приложений и тем более бумажных блокнотов. Посоветуйте всем использовать обычный календарь на смартфоне.

Когда ваши подчиненные поймут, что вы не собираетесь самоутверждаться из их счет, боязнь сменится уважением, и недомолвок больше не будет.

feat. Владимир Якуба.