В поисках возможностей

Склонный к риску оптимист (предприниматель) - это тот, кто ищет новую возможность, не имея ресурсов. Положение начинающего предпринимателя связано с логическим тупиком: чтобы продемонстрировать потенциал идеи, нужны ресурсы, а чтобы привлечь ресурсы, нужно доказать, что у идеи есть потенциал, который покрывает риски инвесторов.

Существуют тактики, которые могут использовать предприниматели, чтобы разрешить этот парадокс, но у каждой есть свои слабые стороны.

Первая тактика - бережливые эксперименты, создание минимально жизнеспособных продуктов для тестирования гипотез. Опасность - фальстарт, когда предприниматель слишком "горит" идеей и не замечает сигналов, ставящих ее под сомнение.

Вторая тактика - партнерство, когда предприниматель арендует ресурсы у стратегического партнера, облегчая себе доступ к сетям и технологиям. Трудность тактики состоит в том, что начинающим предпринимателям очень сложно заинтересовать крупных партнеров.

Третья тактика - отсрочка риска. Привлечение инвестиций поэтапно, что позволяет финансировать лишь часть работ и ограничивать потери. Опасность - в возможном несовпадении целей предпринимателя и целей инвестора.

Четвертая тактика - сторителлинг. Это путь харизматичных основателей, которые с помощью личных качеств, отсылкой на былые, в основном чужие, заслуги (ошибка выжившего), пытаются снизить ощущение риска у инвесторов и партнеров и заставить их поверить в свое видение. Опасность в том, что основатели перестают замечать очевидное.

В любых начинаниях стоит избегать популярного предубеждения - фундаментальной ошибки атрибуции.

Оценивая других, мы склонны объяснять их поведение особенностями их личности, а не ситуативными факторами. При объяснении своего поведения происходит наоборот.

Провалы часто заключаются в комбинации неудачного стечения обстоятельств и личных ошибок.

Тот, кто не изучает науку, не видит всей картины. Так-то.