Получить должность руководителя - полдела. На следующем этапе - этапе адаптации - нужно наладить контакт с подчиненными. Как за пять шагов стать своим в коллективе, и что ни в коем случае нельзя делать на этапе адаптации.
Новому руководителю не всегда просто наладить контакт с подчиненными, потому что:
- предыдущий руководитель мог быть всеобщим любимцем;
- несколько сотрудников компании наверняка тоже хотели занять его место;
- сопротивление изменениям еще никто не отменял и т.д.
Как правило, с приходом нового руководителя у сотрудников появляются страхи. Во-первых, они связаны с неопределенностью. Вдруг новый руководитель будет постоянно контролировать, штрафовать? Вдруг будет чересчур жестким? Во-вторых, сотрудники боятся, что новый руководитель нарушит устоявшиеся в коллективе связи. По этим причинам босс, который только что пришел в компанию, сталкивается с недоброжелательным отношением к себе.
Шаг № 1. Приветствие.
Разберем все сначала. Имеет значение все: в чем вы придете на новое место работы, как войдете и что скажете. Как написал Марк Леви, "Жизнь никогда не предоставляет нам второй возможности составить первое впечатление".
Когда вы впервые придете в офис, не прячьтесь и не молчите. Войдите уверенно, поздоровайтесь со всеми, затем скажите: "Коллеги, доброе утро! Вы со мной еще не знакомы. Меня зовут Геннадий Горгуль, я буду работать руководителем отдела [название отдела]. Рад вас всех видеть! Если будут вопросы - обращайтесь".
Шаг № 2. Чаепитие.
Дальше вам нужно со всеми познакомиться. Предложите коллегам вместе выпить чай и в обед съесть торт или пирожные, которые вы принесли. Во время непринужденной беседы на кухне вы скорее запомните имена и сможете показать себя как интересного собеседника. Разумеется, сообщить о чаепитии следует утром, чтобы работники не разбежались по своим делам раньше времени.
Шаг № 3. Более плотное знакомство.
Мало собрать компанию, нужно еще организовать всех и замотивировать идти с вами до конца. Поэтому переходите к третьему шагу. Теперь ваша задача - узнать цели и мотивацию каждого участника команды:
- Пригласите коллег провести вместе досуг или организовать мероприятие. Хорошо, если скоро предстоит корпоратив, а если нет, то можно вместе сходить на пикник или устроить велопрогулку.
- Хвалите подчиненных за достижения. Только не перегните палку: становитесь ближе, но все же на определенной дистанции. Вы должны быть хорошим знакомым и авторитетом, а не близким другом.
Шаг № 4. Работа над репутацией.
Давайте начнем обсуждение четвертого шага со слов шведского химика Альфреда Нобеля: "Хорошая репутация более важна, чем чистая рубашка. Рубашку можно выстирать, репутацию - никогда". Работайте над своей репутацией, и увидите, что подчиненные начнут относиться к вам с уважением:
- будьте справедливым;
- будьте честным;
- ведите людей за собой;
- защищайте своих подчиненных;
- критикуйте по делу, чаще хвалите;
- не выбирайте любимчиков;
- не сплетничайте;
- развивайте свою команду;
- учитывайте мнения подчиненных.
Люди не любят болтунов и тех, кто показывает свое превосходство. Поэтому если вы на деле покажете, что вы - профессионал, благодаря которому вся команда развивается, благоприятная атмосфера в коллективе обеспечена.
Шаг № 5: Обозначение целей.
Ставьте цели и планируйте, а также обучайте этому коллег. Каждый участник команды должен знать, к чему идет компания, и как лично он может помочь в достижении цели.
Отдельно рекомендую научить подчиненных планированию. Те, кто еще не фиксирует задачи на день, неделю и месяц, будут вам очень благодарны. Не надо никаких особых приложений и тем более бумажных блокнотов. Посоветуйте всем использовать обычный календарь на смартфоне.
Когда ваши подчиненные поймут, что вы не собираетесь самоутверждаться из их счет, боязнь сменится уважением, и недомолвок больше не будет.
feat. Владимир Якуба.